Средняя  школа  №7

г.  Бреста

КЛАССНЫЙ ЧАС "БЕЗВРЕДНОГО ТАБАКА НЕ БЫВАЕТ"


Учитель белорусского языка и литературы Степанюк Светлана ВасильевнаСтепанюк Светлана Васильевна

Дорогие друзья! Сначала мы с Вами проведём викторину "В объятьях табачного дыма" и посмотрим, что Вы знаете о табаке.
1. Родина табака:
а) Южная Африка;
б) Южная Америка;
в) Южный полюс.

2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли:
а) сигаро;
б) папиросе;
в) самокруто.

З. Кто обнаружил в табаке никотин?
а) Жан Жак Руссо;
б) Жан Поль Бельмондо;
в) Жан Нико.

4. Екатерина Медичи использовала нюхательный табак как лекарственное средство от:
а) насморка;
б) мигрени;
в) простуды.

5. При Екатерине II и позже употребление табака приветствовалось не всеми. Так у одного поэта есть обращение к "Красавице, которая нюхала табак". Я зачитаю Вам это стихотворение, а Вы догадайтесь, кто он:
а) Лермонтов;
б) Пушкин;
в) Есенин.

Возможно ль? Вместо роз Ангуром насажденных,
Тюльпанов, гордо наклоненных,
Душистых ландышей, ясминов и лилей,
Которых ты всегда любила
И прежде всякий день носила
На мраморной груди своей,-
Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелёну,
Искусством превращённу в пушистый порошок!
Пускай уже седой профессор Геттингена,
На старой кафедре согнувшися дугой,
Вперив в латинщину глубокий разум свой,
Раскашлявшись, табак толчёный
Пихает в длинный нос иссохшею рукой;
Пускай младой драгун усатый
Поутру, сидя у окна, с остатком утреннего сна
Из трубки пенковой дым гонит сероватый;
Пускай красавица шестидесяти лет
У граций в отпуску, и у любви в отставке,
Которой держится вся прелесть на подставке,
Которой без морщин на теле места нет,
Злословит, молится, зевает
И с верным табаком печали забывает,-
А ты, прелестная!


6. В какой стране табак в ХVI веке был объявлен "забавой дьявола":
а) в Испании;
б) в Италии;
в) в Бразилии.

7. Книга, написанная английским королём Яковом I в 1604 году, называется:
а) "О вреде табака";
б)"О пользе курения"; 
в) "Об истории трубки".

8. Для чего чистят курительные трубки?
а) чтобы собрать остатки табака;
б) чтобы удалить табачный дёготь;
в) от нечего делать.

9. Самый популярный способ употребления табака в США до ХIХ века:
a) курение; 
б) нюхание;
b) жевание.

10. В 1934 году во Французском городе Ницца компания молодёжи устроила соревнование - кто выкурит больше папирос. Двое "победителей" не смогли получить приз, так как скончались, выкурив:
а) 40 папирос;
б) 60 папирос;
в) 80 папирос.

11. "Если бы я не курил, то прожил бы ещё 10-15 лет". Чьи это слова:
а) Боткин;
б) Юл Бриннер;
в) Сергей Степанов.

Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умер в 57 лет. Сколько бы ещё он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя. 

12. Кого называют "курильщиком поневоле":
а) тех, кто находится в обществе курящих;
б) тех, кого заставляют курить принудительно;
в) тех, кто курит в тюрьме.

Кто не знает о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Замечательное произведение великого Гёте "Фауст" изучается в школе. 
Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. 
Когда была открыта Америка, Фауст, в сопровождении Мефистофеля, побывал в Новом свете. Они обнаружили много интересного, в том числе невиданные растения, и среди них - табак. Весьма осведомлённый, как всегда, Мефистофель заявил:

- Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли Вам трубку, уважаемый доктор?

- Не надо. Забава для дураков,- решительно ответил Фауст.

Об этой несерьёзной забаве пойдёт наш разговор. Курить или не курить? На этот вопрос многие отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще не зная и не догадываясь о них. И для того, чтобы взвесить все "за" и "против" мы проведем суд, основанный на вопросах, которые чаще всего возникают, когда речь заходит о вреде табакокурения.

Итак, начинаем судебное заседание. На Иванова возложу обязанности Председателя суда.
Председатель суда: Прошу судью, обвинителя и защитника занять свои места. 
Встать, суд идёт. Садитесь. Уважаемые господа! Начинаем судебное заседание. Слово предоставляется Обвинителю.

Обвинитель: сегодня на скамье подсудимых сидит табак, на совести которого огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Жертвами табака становятся не только люди преклонного возраста, но и дети, школьники; даже самые крошечные создания по вине табака рождаются на свет неполноценными, умственно и физически недоразвитыми. 
Не только здоровье, но часто и жизнь человека разрушается этим циничным врагом. Ни один из нас не застрахован от его происков.

Секретарь: Слово предоставляется Судье

Судья: с табаком мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек - это школьный туалет, где они покуривают тайком от учителей и родителей. Мальчики считают шиком, когда с независимым, как им кажется, "взрослым" видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше кажется, что он похож на "крутого парня" без комплексов, которого ничего не волнует.

Судья: вопрос по истории проблемы: откуда взялся табак и как он попал к нам. Историк, Вам слово!

Историк: история точно не знает, когда, в каком году табак впервые оказался в Беларуси, однако известно, что в России уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам.
В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети - держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что дикари традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев "тобакко" и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые "дикари", украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, который был послом в Испании, привёз оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово "никотин" - так называют основной компонент табака.

Постепенно курение стало "путешествовать" по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило до тех пор, пока царевич Пётр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царём и начал, как известно, вводить в России "европейские" порядки, в том числе и пропаганду курения. Пример царя - закон для подданных. При Петре I в России появились первые табачные фабрики: в казну потекли доходы от торговли табаком. Курение распространялась по всей стране. Тогда ещё не знал, насколько опасна эта привычка.

Судья: спасибо. Вопрос по содержанию проблемы: насколько опасно курение табака? На этот вопрос ответит специально приглашенный свидетель. Слово предоставляется Врачу.

Врач: чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одного органа, ни одной системы, которые не испытывали бы воздействия табачного отравления и не страдали бы от его последствий. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в лёгкие приводит к бронхитам, создаёт опасность пневмонии; повышается вероятность раковых заболеваний. 
Всё начинается с воспаления голосовых связок, которое становится хроническим: голос у курильщика хриплый, неприятный. Это трахеолангит; как правило, он приводит к раку горла.

Курение поражает сердечно-сосудистую систему: работа жизненно-важного органа - сердца - ухудшается. Начинаются перебои с давлением, то есть нарушается снабжение организма кровью и кислородом. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик буквально "глупеет", с трудом воспринимает информацию, ничего не запоминает. Это создаёт определённые трудности при школьном обучении.

Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкурено от 20 до 39 сигарет- на 6,2 года. 

В течение нескольких лет учёные проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты (таблица).

 

Болезни 

Курящие  Некурящие
1 Нервные  14% 1%
2 Понижение слуха 13% 1%
3 Плохая память 12% 1%
4 Плохое физическое состояние 12% 2%
5 Плохое умственное состояние 18% 1%
6 Нечистоплотность  12% 1%
7 Плохие отметки 18% 3%
8 Медленно соображают 19% 3%

Судья: спасибо за информацию. Из свидетельских показаний следует, что курение - не только причина многих болезней, но и сокращает жизнь человека. Вопрос по ходу разбирательства: почему же всё-таки люди тянутся к сигарете? Что ж, предоставим слово уважаемому Защитнику.

Защитник: Спасибо. По долгу службы мне необходимо было подобрать аргументы в защиту подсудимого. Говоря откровенно, аргументов у меня мало. Тем не менее... Уважаемые господа! Я прошу Вас задуматься о том, что курение табака делает жизнь человека приятнее. Сигарета успокаивает нервы, добавляет уверенности в себе, помогает вступить в контакт с окружающими. 

Для слабого, безвольного, закомплексованного подростка курение - порой единственная возможность выглядеть взрослым и самостоятельным, привлечь чьё-то внимание, завоевать авторитет среди сверстников.

Судья: благодарю Вас. Суд удаляется на совещание. (Судья, защитник и обвинитель обсуждают аргументы "за" и "против" курения.

Аргументы "за" курение:

- курение успокаивает нервы;
- курение способствует похудению;
- курение дает возможность собраться с мыслями;
- курить - это модно и современно;
- курение - это интересное времяпрепровождение;
- курение - это приятные ощущения;
- курение повышает собственную значимость в глазах других;
- курение - это символ преуспевания в делах и жизни;
- курить - это "круто";
- курение позволяет скоротать время ожидания.

Аргументы "против" курение:

- от табака становишься зависимым и несвободным;
- курение ухудшает показатели в спорте;
- курение ухудшает внимание и память;
- от курильщиков плохо пахнет;
- у курильщиков зубы становятся желтыми, образуется кариес;
- курение - причина онкологических заболеваний, рака легких;
- курение вызывает эмфизему легких;
- курение - причина сердечно-сосудистых заболеваний;
- курить - причина преждевременного старения кожи (образования морщин);
- курение вызывает синдром "болезни Брюгера", которая приводит к ампутации ног.

Секретарь: Встать, суд идёт! ( Все выслушивают приговор стоя).

Судья: Суд, выслушав обвинителя, свидетеля и защитника, внимательно рассмотрел и обсудил все обстоятельства дела подсудимого - табака. Доставляя отдельным организмам несколько приятных минут, табак вредит здоровью и жизни людей, а также наносит обществу огромный материальный и моральный ущерб, что приравнивается к тяжкому преступлению, совершаемому при отягчающих обстоятельствах. Поэтому суд постановил: приговорить подсудимого - табак к исключительной мере наказания.

К началу страницы