Средняя  школа  №7

г.  Бреста

Методическое объединение учителей физики, информатики и математики СШ №7 г. Бреста

Наталья  Игоревна ВОЛИНСКАЯ
учительница физики высшей категории СШ № 7 г. Бреста, стаж - с 1989 года. 

Решение задач по теме «Построение изображений в тонкой линзе»

Интегрированный урок по физике и информатике в 8-м классе

Предлагаю Вашему вниманию цикл интегрированных уроков по физике.Волинская Наталья Игоревна

Данный материал затрагивает проблему межпредметных связей в курсе физики, её связь с математикой и биологией. Хочется сказать «спасибо» моим коллегам оказавшим помощь в подготовке и проведении данных уроков (Лукашик А.М., Вольской О.И., Бущук Е.П.).

Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Кроме того, они способствуют повышению уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей, лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о различных процессах).

  Называя физику механикой молекул, химию физикой атомов и далее биологию – химией белков, я желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую, - следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность каждой".

Ф. Энгельс
 

ЦЕЛЬ:
- закрепить знания получения различных изображений, даваемых тонкой линзой;
- закрепить представления о способах редактирования и форматирования текстовых документов; о возможностях рисования;
- развивать технологическое мышление; навыки работы с текстовым редактором и текстовой информацией; ответственность за свои результаты и результаты работы в паре;
- воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с ПО и приборами; ответственность и требовательность к себе и своему товарищу.

Ход урока

Уч. информатики: Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на уроке физики и информатики. Сейчас первым этапом мы предлагаем проверить свои теоретические знания. Для начала давайте вспомним:
1. Какие действия относятся к понятию редактирования, а какие к форматированию текстового документа?
2. Как переместить фрагмент текста?
3. Чем отличаются понятия перемещения и копирования текстового фрагмента?

Уч. физики: И сейчас, используя знания по информатике, вам надо проверить свои знания по физике. Откройте текстовый документ «ТЕСТ.doc». При помощи операций копирования и перемещения заполните таблицу.
 
Оптика —  
Световой луч —  
Оптический центр линзы —  
Собирающая линза —  
Рассеивающая линза —  
Главный фокус —  
Фокальная плоскость —  
Фокус —  
Фокусное расстояние —  
Оптическая сила линзы —  
- расстояние от оптического центра до главного фокуса
- раздел физики, изучающий свойства света
- линза, в которой лучи после преломления пересекают главную оптическую ось в одной точке F
- величина, обратная фокусному расстоянию
- линия, вдоль которой распространяется свет
- точка, проходя через которую луч не меняет своего направления
- линза, которая делает параллельный пучок падающих на неё лучей рассеянным
- точка F, в которой пересекаются преломленные линзой лучи
- точка, лежащая в фокальной плоскости
- плоскость, проходящая через главный фокус перпендикулярно главной оптической оси
Правильные ответы
Оптика — раздел физики, изучающий свойства света
Световой луч — линия, вдоль которой распространяется свет.
Оптический центр линзы — точка, проходя через которую луч не меняет своего направления
Собирающая линза — линза, в которой лучи после преломления пересекают главную оптическую ось в одной точке F.
Рассеивающая линза — линза, которая делает параллельный пучок падающих на неё лучей рассеянным
Главный фокус — точка F, в которой пересекаются преломленные линзой лучи
Фокальная плоскость — плоскость, проходящая через главный фокус перпендикулярно главной оптической оси
Фокус — точка, лежащая в фокальной плоскости
Фокусное расстояние — расстояние от оптического центра до главного фокуса
Оптическая сила линзы — величина, обратная фокусному расстоянию

Уч. информатики: Тест сохранить в папке своего класса под своей фамилией.
Уч. физики: А сейчас займите места за партами и продолжим работу. Возьмите технологические карты и выполните задание (Приложение 1).
 

Проводим физкультминутку

Уч. информатики: Займите места за компьютерами и выполните чертеж полученного вами изображения, даваемого тонкой линзой. Там же, в одном документе, охарактеризуйте полученное изображение.
Сохраните свой документ в папке своего класса.

Уч. физики:
Запишите в дневники домашнее задание по физике: упр. 27 (3,4)
 
 

«Если оркестр сыграл в разнобой -
Дирижер смешон.
Если оркестр сыграл слажено,
То мелодия - сказка»

Спасибо всем за работу.

Приложение 1

Порядок выполнения работы.
Вариант 1.

1. Соберите электрическую цепь.
2. Определите (если неизвестно) фокусное расстояние F линзы (вспомните, как вы это проделывали в лабораторной работе).
3. Поставьте собирающую линзу на расстояние d > 2F от лампочки. Перемещая экран, получите на нем четкое изображение колбы лампочки.
4. Охарактеризуйте полученное изображение: действительное (мнимое), увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое).
5. Постройте изображение на компьютере, если:
а) линза собирающая (d > 2F);
б) линза рассеивающая (d > 2F).

Где относительно линзы находятся изображения?

Вариант 2.

1. Соберите электрическую цепь.
2. Определите (если неизвестно) фокусное расстояние F линзы.
3. Поставьте собирающую линзу на расстояние d = 2F от лампочки. Перемещая экран, получите на нем четкое изображение колбы лампочки.
4. Охарактеризуйте полученное изображение: действительное (мнимое), увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое).
5. Постройте изображение на компьютере, если:
а) линза собирающая (d = 2F);
б) линза рассеивающая (d = 2F).

Где относительно линзы находятся изображения?

Вариант 3.

1. Соберите электрическую цепь.
2. Определите (если неизвестно) фокусное расстояние F линзы.
3. Поставьте собирающую линзу на расстояние F < d < 2F от лампочки. Перемещая экран, получите на нем четкое изображение колбы лампочки.
4. Охарактеризуйте полученное изображение: действительное (мнимое), увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое).
5. Постройте изображение на компьютере, если:
а) линза собирающая (F < d < 2F);
б) линза рассеивающая (F < d < 2F).

Где относительно линзы находятся изображения?

Вариант 4.

1. Соберите электрическую цепь.
2. Определите (если неизвестно) фокусное расстояние F линзы.
3. Поставьте собирающую линзу на расстояние d < F от лампочки. Перемещая экран, получите на нем четкое изображение колбы лампочки.
4. Охарактеризуйте полученное изображение: действительное (мнимое), увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое).
5. Постройте изображение на компьютере, если:
а) линза собирающая (d < F);
б) линза рассеивающая (d < F).

Где относительно линзы находятся изображения?

Вариант 5.

1. Соберите электрическую цепь.
2. Определите (если неизвестно) фокусное расстояние F линзы.
3. Поставьте собирающую линзу на расстояние d = F от лампочки. Перемещая экран, получите на нем четкое изображение колбы лампочки.
4. Охарактеризуйте полученное изображение: действительное (мнимое), увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое).
5. Постройте изображение на компьютере, если:
а) линза собирающая (d = F);
б) линза рассеивающая (d = F).

Где относительно линзы находятся изображения?

 

Copyright © 2005-2016 СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Волинская Н.И.

К началу страницы