Средняя  школа  №7

г.  Бреста

Методическое объединение начальных классов СШ №7 г. Бреста

Наталья  Александровна ВАВРЕНЧУК
учительница высшей категории СШ № 7 г. Бреста.

Математика. Тематические упражнения и задания

Н.А. Вавренчук, Математика. Тематические упражнения и заданияНа этой странице мы разместили фрагмент работы Натальи Александровны Вавренчук. Полностью она опубликована издательством "Пачатковая школа" в 2008 году.

Предисловие к рабочим тетрадям по математике для 1 класса

Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, умений, навыков, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения. В этих условиях особое значение приобретает формирование речевой деятельности с использованием математического языка как инструмента познавательной деятельности младших школьников в области математики. Умелое использование математического языка и речи обеспечивает сознательность учения, ведёт к рациональному оперированию знаковыми системами математического языка, развитию памяти и воображения.

Проблема овладения учащимися математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно в младшем школьном возрасте речь детей претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. В этот возрастной период раскрываются все функции речи, а это значит, что ребёнок учится высказывать свои мысли языковыми средствами, контролировать речевую деятельность.

Предлагаемый комплекс заданий составлен согласно с программой дошкольного образования – «Пралеска» (2007г.) и учебными программами для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (2007г.), а также на основе анализа текстов школьных учебников математики для 1-х классов под редакцией А.А. Столяра. Цель данного пособия – способствовать организации работы по формированию речевой деятельности младших школьников с использованием математического языка.

Представленные материалы соответствуют четырём тематическим группам:
Часть 1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.
Часть 2. Однозначные числа.
Часть 3. Двузначные числа до 20.
Часть 4. Величины и их измерение.

Комплекс заданий построен согласно принципам систематичности, последовательности и преемственности и включает упражнения следующего типа:
1) задания, предназначенные для работы с терминами, символами и графическими изображениями понятий начального курса математики;
2) задания, предназначенные для работы со словесно-логическими конструкциями математического языка;
3) задания, предназначенные для работы с письменными обучающими текстами по математике.

В качестве дидактического материала в упражнениях используются в основном те же средства наглядности, что и в учебниках математики для 1-го класса под редакцией А.А. Столяра: геометрические фигуры с тремя признаками отличия (форма, цвет, размер), круги Эйлера, прямоугольные таблицы.

Для удобства работы учителя, контроля со стороны родителей, а также для детей, умеющих читать, все задания предваряет текстовая формулировка. Основную часть упражнений, предлагаемых к уроку, составляют стандартные задания, с которыми могут справиться все дети в соответствии с их уровнем подготовки. Кроме того, приводятся и задания повышенной трудности, требующие проявления сообразительности и творческих способностей при выборе правильного ответа. Такие упражнения предназначены для организации разноуровнего обучения, дифференциации заданий для учащихся с разным уровнем подготовки.

Предлагаемые упражнения учитель может включать в содержание уроков наряду с обычными заданиями по той же теме, использовать на любых этапах занятия и не обязательно в полном объёме, а по выбору, в зависимости от конкретных условий, выбирая те задания, которые соответствуют способностям и возможностям учащихся его класса. На основе данных упражнений учитель может по аналогии разрабатывать новые.

Выполнение заданий предполагает, что дети одновременно учатся чётко и ясно формулировать ответ, пользуясь математическими терминами, а учитель контролирует этот процесс, добиваясь получения формулировок, строго соответствующих логике построения высказываний на математическом языке, для чего образцы рассуждений приводятся в каждом необходимом случае.

Автор выражает глубокую признательность доктору педагогических наук, профессору А. Н. Сендер и кандидату педагогических наук, доценту В. Н. Медведской за ценные советы и рекомендации, содействовавшие улучшению качества издания.
Автор также выражает благодарность учителям начальных классов г. Бреста: Рак С.Г. (СШ №3), Бондар С.И. (СШ №7), Олесеюк М.М. и Мышленник Т.В. (СШ №25) за активное участие в апробировании комплекса упражнений и замечания, практического характера, которые были учтены при окончательной подготовке материалов к изданию.

Тематический план включения материала по формированию математической речи в содержание начального обучения математике

1 класс

Темы уроков Виды заданий, включаемых в данную тему

Часть 1. Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления

1) Круги и некруги Словесная характеристика классов; распределение объектов по классам на заданной основе
2) Треугольники и нетреугольники Выделение общих и отличительных признаков; словесная характеристика классов; мониторинг результатов усвоения классификации
3) Квадраты и неквадраты Выделение общих и отличительных признаков; распределение объектов по классам на заданной основе; мониторинг результатов усвоения классификации; выбор основы классификации

4) Прямоугольники и непрямоугольники

Выделение общих и отличительных признаков; распределение объектов по классам на заданной основе; мониторинг результатов усвоения классификации
5) Отождествление и различение предметов по цвету: красные – некрасные, зелёные – незелёные, жёлтые – нежёлтые Словесная характеристика классов; распределение объектов по классам на заданной основе; знакомство с кванторами
6) Отождествление и различение предметов по размеру Выделение признаков и оперирование ими; словесная характеристика классов
7) Отождествление предметов по форме, цвету и размеру Словесная характеристика классов; распределение объектов по классам на заданной основе
8) Образование множеств предметов, имеющих одно общее свойство Распределение объектов по классам на заданной основе; мониторинг результатов усвоения классификации; выбор основы классификации
9) Образование множеств предметов, имеющих два общих свойства Словесная характеристика классов; построение суждений с помощью логической связки «и»
10) Упорядочение предметов во множестве разными способами Выделение общих и отличительных признаков; словесная характеристика классов; выбор основы классификации
11) Сравнение предметов по размеру Распределение объектов по классам на заданной основе
12) Знакомство с понятиями «раньше», «позже» Выделение существенных и несущественных признаков; отрицание суждений
13) Направление движения Выделение признаков и оперирование ими
14) Сравнение множеств предметов по количеству: «столько же», «больше», «меньше» Выделение общих и отличительных признаков; выделение существенных и несущественных признаков
15) Закрепление умений решать простые задачи на подготовительном уровне Выделение признаков и оперирование ими; выделение существенных и несущественных признаков; построение суждений с помощью логической связки «или»; построение высказываний с кванторами
16) Закрепление пройденного материала Словесная характеристика классов; распределение объектов по классам на заданной основе;
мониторинг правильности определения понятий; отрицание суждений
17) Классификация множеств предметов по заданным свойствам Выделение признаков и оперирование ими; выделение существенных и несущественных признаков; построение суждений с помощью логической связки «или»; построение высказываний с кванторами
18) Обобщение пройденного материала Выбор основы классификации;
построение высказываний с кванторами

Тема: «Круги и некруги» (с. 4-5 учебника)


1. Заштрихуй круги на рисунке красным карандашом, а некруги – зелёным. Назови отличительные признаки этих фигур.

2. Малые круги надо разместить в малом овале, большие круги – в большом. Укажи стрелками место каждой фигуры.

3. Заштрихуй круги цветом окружностей:  красным или зелёным. Внимательно рассмотри получившийся рисунок и найди правильную подпись к нему:
1) Круги распределены по форме: большие и малые.
2) Круги распределены по цвету: красные  и зелёные.
Объясни свой выбор.

4. Подумай, какие ещё фигуры могут находиться в овалах и нарисуй их.
 

Тема: «Треугольники и нетреугольники» (с. 6-7 учебника)

1. Рассмотри рисунок. Дополни нужными словами предложение: «Треугольник – это фигура, у которой 3 вершины, … стороны, … угла».

2. Назови три общих признака этих фигур. Найди признаки, по которым они отличаются друг от друга.


3. Заштрихуй фигуры цветом окружностей: красным, жёлтым, зелёным. Внимательно рассмотри получившийся рисунок и найди наиболее точную подпись к нему:
1) Фигуры распределены на рисунке по цвету: красные, жёлтые и зелёные.
2) Фигуры распределены на рисунке по форме: треугольники и нетреугольники.
3) Фигуры распределены на рисунке по форме: треугольники и круги.
Объясни свой выбор.

4. Рассмотри рисунок и ответь, правильно ли распределены фигуры по овалам.

Если есть ошибка, то подумай, как её исправить:
1) переместить круг из первого овала во второй;
2) переместить треугольник из второго овала в первый;
3) переместить круг из первого овала во второй, а треугольник из второго овала в первый.

5. Заштрихуй фигуры нужным цветом:  красным,  жёлтым,  зелёным.
1) В какой строке расположены красные  фигуры? Зелёные  фигуры? Жёлтые  фигуры?
2) В каком столбце расположены треугольники? Нетреугольники? Круги?

Вспомни! Треугольник – это фигура, у которой 3 вершины, 3 …, 3 …


Тема: «Квадраты и неквадраты» (с. 8-9 учебника)


1. Какой из человечков лишний? Чем он отличается от остальных?


2. Объясни, какая фигура на рисунке «лишняя». Почему?

3. Почему эта фигура – четырёхугольник?
Как называется этот четырёхугольник?
Сравни стороны фигуры между собой, что можно сказать о них?
Сравни углы фигуры между собой, что можно сказать о них?

4. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красным, зеленым, жёлтым. Подумай, какие фигуры находятся не на месте. Нарисуй правильный ответ. Объясни свой выбор.

5. Найди правильную подпись к каждому рисунку.
1) Фигуры на рисунке распределены по цвету.
2) Фигуры на рисунке распределены по форме.
3) Фигуры на рисунке распределены по размеру.

6. Сколько квадратов ты видишь на рисунке?

Тема: «Прямоугольники и непрямоугольники» (с. 10-11 учебника)

1. Почему эта фигура – четырёхугольник?
Как называется этот четырёхугольник?
Сравни стороны фигуры между собой, что можно сказать о них?
Сравни углы фигуры между собой, что можно сказать о них?

2. Заштрихуй квадрат красным цветом, а прямоугольник – зелёным.
Чем квадрат отличается от прямоугольника?
Перечисли общие признаки этих фигур.

3. 1) Назови общие признаки этих фигур.
2) Назови два признака, по которым прямоугольники отличаются от остальных четырёхугольников.



4. Объясни, какая фигура на рисунке «лишняя». Почему?


5. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, зеленые – зелёным.
1) Найди все круги. Объясни свой выбор. Сколько таких фигур?
2) Найди все треугольники. Объясни свой выбор. Сколько таких фигур?
3) Фигуры какой ещё формы можно выделить? Объясни свой выбор. Сколько таких фигур?
4) Распредели все фигуры по другому признаку: цвету. Сколько таких групп можно выделить? Объясни свой ответ. Сколько фигур в каждой из них?

6. Какое общее название объединяет все эти фигуры? Объясни ответ.

Тема: «Отождествление и различение предметов по цвету: красные – некрасные, зелёные – незелёные, желтые – нежёлтые»
(с. 12-13 учебника)

1. Заштрихуй фигуры нужным цветом: к – красным, ж – жёлтым, з – зелёным.
1) В какой строке расположены красные (к) фигуры? Некрасные фигуры? Зелёные (з) фигуры? Незелёные фигуры? Жёлтые (ж) фигуры? Нежёлтые фигуры?
2) В каком столбце расположены треугольники? Нетреугольники? Круги? Некруги? Квадраты? Неквадраты?

2. Заштрихуй фигуры красным цветом.
Назови каждую из фигур на рисунке. Назови общий признак этих фигур. Что ещё можно сказать о них? Найди правдивые высказывания. Какое из правдивых высказываний наиболее точное?
1) Все фигуры на рисунке красные.
2) Некоторые фигуры на рисунке красные.
3) Среди фигур на рисунке есть красные.

3. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым, зеленые – зелёным. Подумай, какие фигуры можно разместить в первом овале? Во втором? В третьем? В четвёртом? Почему? Заполни все овалы фигурами.

Тема: «Отождествление и различение предметов по размеру»
(с. 14-15 учебника)


1. Внимательно рассмотри рисунок и ответь на вопросы.
В каком столбце нарисованы малые фигуры? Большие фигуры? Какая фигура нарисована в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? Где находится малый круг? Большой треугольник?

Задай ещё несколько вопросов к этому рисунку.

2. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым. Внимательно рассмотри рисунок и найди правильную подпись к нему.
1) Треугольники распределены по размеру: большие и малые.
2) Треугольники распределены по цвету: красные и жёлтые.


3. Внимательно рассмотри рисунок и выполни следующие задания.
1) Обведи красным карандашом фигуру, в которой находятся большие белые квадраты.
2) Обведи зелёным карандашом фигуру, в которой расположены малые синие квадраты.
3) Обведи синим карандашом фигуру, в которой находятся большие синие квадраты.
4) Дай название остальным фигурам. Определи, где они находятся.
 

4. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым, зеленые – зелёным.

Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на рисунке только размером.






 

Тема: «Отождествление и различение предметов по форме, цвету и размеру» (с. 16-17 учебника)


1. Заштрихуй фигуры нужным цветом: желтые – жёлтым, красные – красным.

Распредели все предложенные фигуры в овалы по цвету. Дай название каждой группе фигур.

Распредели все предложенные фигуры в овалы по форме. Дай название каждой группе фигур.

Распредели все предложенные фигуры в овалы по размеру. Дай название каждой группе фигур.

2. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, зеленые – зелёным.

Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на рисунке только размером.

 

 

 

Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на первом рисунке только цветом.








Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на первом рисунке только формой.








 

Тема: «Образование множеств предметов, имеющих одно общее свойство» (с. 18-19 учебника)


1. 1) Распредели фигуры по размеру. Сколько больших фигур? Сколько малых?
2) Распредели фигуры по форме. Сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько кругов?
3) Распредели фигуры по цвету. Сколько цветных фигур? Сколько белых?
4) Назови все фигуры. В ответе используй все признаки, которые были выделены при выполнении предыдущих заданий. Например – большой красный квадрат.

2. Звери и птицы – это животные.
1) Назови всех животных. Сколько их?
2) Назови всех зверей. Сколько их?
3) Назови всех птиц. Сколько их?

3. Какие фигуры можно объединить в одну группу? Почему? Какая фигура «лишняя»? Объясни, чем она отличается от остальных.

4. Рассмотри рисунок и ответь, правильно ли распределены фигуры по овалам.

Если есть ошибка, то подумай, как её исправить:
1) переместить один треугольник из первого овала во второй;
2) переместить один квадрат со второго овала в первый;
3) поместить в первый овал треугольник, который остался;
4) поместить во второй овал треугольник, который остался.


5. Распредели линии по трём группам: прямые, кривые, ломаные линии.

Тема: «Образование множеств предметов, имеющих два общих свойства» (с. 20-21 учебника)

1. Заштрихуй фигуры нужным цветом к – красным.
Найди правильную подпись к рисунку.
1) В общей части овалов находятся все квадраты.
2) В общей части овалов находятся все красные фигуры.
3) В общей части овалов находятся все малые фигуры.
4) В общей части овалов находятся все красные и малые квадраты.



 

2. Дополни овалы нужными фигурами из предложенных. Объясни свой выбор.

Рассуждай так: «Общий признак квадратов в первом овале – цвет (белый). Значит, общим признаком квадратов второго овала будет размер (малый). Дополняю второй овал синими квадратами».



Тема: «Упорядочение предметов во множестве разными способами»
(с. 22-23 учебника)


1. Какие общие признаки есть у фигур 1 и 5? Как назвать их одним словом?

2. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым, зеленые – зелёным. Внимательно рассмотри рисунок и найди правильную подпись к нему. Объясни свой выбор.
1) Фигуры на рисунке распределены по форме: треугольники, квадраты, круги.
2) Фигуры на рисунке распределены по цвету: красные, жёлтые, зелёные.

3. На какие группы можно распределить эти фигуры? Возможны три способа. Назови их и сделай рисунок к каждому способу.

Тема: «Сравнение предметов по размеру» (с. 24-25 учебника)


1. Разложи карточки так, чтобы в строках были изображения фигур, одинаковых по:
1) по форме

2) по количеству

3) по размеру

2. Найди на рисунке 9 малых и 5 больших квадратов.

3. Сколько малых и больших треугольников на рисунке?

4. Ответь на вопрос: чего в природе больше? Объясни.
1) Деревьев или лиственных деревьев?
2) Хвойных деревьев или деревьев?
3) Грибов или подосиновиков?
4) Ласточек или птиц?
5) Цветов или васильков?


5. Найди ошибки, если они есть. Составь правильные предложения. Объясни свой выбор.
1) В природе цветов больше, чем ромашек.
2) В природе садовых деревьев больше, чем деревьев.
3) В природе боровиков больше, чем грибов.
4) В природе страусов больше, чем птиц.
5) В природе малины больше, чем ягод.


Тема: «Знакомство с понятиями “раньше”, “позже”»
(с. 26-27 учебника)


1. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом 3 сливы. Сколько всего деревьев зацвело?

2. В полдень Миша заметил на небе 3 большие и 2 малые звезды. Одна из них не удержалась и начала падать. Сколько звёзд осталось на небе?

3. Игра «Путешествие Колобка».
Условные обозначения: ж – желтый цвет, к – красный цвет.
Назови номера домиков, где сказочный герой сможет отдохнуть раньше, позже. Ответ объясни.


 

Тема: «Направление движения» (с. 28-29 учебника)
 

1. Найди закономерность и заполни пустой квадрат.

2. Найди среди предложенных внизу вариантов расположения фигур те, что должны продолжить верхний ряд фигур. Заполни пустые квадраты.

Тема: «Сравнение множеств предметов по количеству: “столько же”, “больше”, “меньше”»
(с. 30-31 учебника)


1. Докажи, что треугольник и прямоугольник – это многоугольники.
Сколько вершин у треугольника? У прямоугольника? У какой из этих фигур вершин больше? Меньше?
Сколько сторон у треугольника? У прямоугольника? У какой из этих фигур сторон больше? Меньше?
Сколько углов у треугольника? У прямоугольника? У какой из этих фигур углов больше? Меньше?

2. Сравни у предложенных фигур части и их количество. Что общего у этих фигур? Начни ответ словами: «В первой фигуре столько же …, сколько и у второй». Как по-другому сказать то же самое.

3. Повар насыпал рис поровну в два стакана. Потом из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше – во втором стакане или в кастрюле?




 

Тема: «Закрепление умений решать простые задачи на подготовительном уровне»
(с. 32-33 учебника)


1. Дополни предложения с помощью рисунка.
1) В команде … мальчиков.
2) В команде 2 … .
3) В команде … мальчиков и девочек.

2. Дети играют. Все мальчики катаются на велосипедах, а девочки прыгают через скакалки. Сколько было мальчиков, если все они катались на велосипедах, а велосипедов было 5 штук? Если всего было 7 детей, то сколько было девочек?
Для решения этой задачи нарисуй столько квадратов, сколько было всего детей. Заштрихуй синим карандашом столько квадратов, сколько было мальчиков.


3. Неряха Коля кинул на пол 4 синих и 2 зелёных фантика от конфет.
Сколько конфет съел мальчик?
Нарисуй решение задачи. Обозначь фантики кругами нужного цвета.




 

Тема: «Закрепление пройденного материала» (с. 34-35 учебника)


1. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым, зеленые – зелёным. Внимательно рассмотри рисунок и найди правильную подпись к нему.
1) Фигуры на рисунке распределены по цвету: красные , жёлтые  и зелёные .
2) Фигуры распределены по форме: треугольники и квадраты.
Объясни свой выбор.

2. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, желтые – жёлтым, зеленые – зелёным.
1) Заполни фигурами первую строку таблицы.
2) Заполни фигурами второй столбец таблицы.
3) Какая фигура находится во втором столбце и первой строке? Назови её форму и цвет.
4) Каждую клетку заполни фигурой нужного цвета и формы. Объясни, почему ты сделал именно так.


 

3. Внимательно рассмотри схему. Составь два предложения. Первое начни со слова «треугольник», второе – со слова «фигура». Какое из этих предложений правильное? Почему? Как исправить неверное предложение?

4. Почему эти высказывания неверные? Объясни.
1) Птица – живое существо, которое летает.
2) Книга – предмет, который можно читать.
3) Тетрадь – предмет, в котором можно писать.

5. Внимательно рассмотри рисунок и найди среди предложенных высказываний правдивые.
1) В овале находятся треугольники.
2) За овалом находятся квадраты.
3) В овале находятся квадраты.
4) За овалом находятся треугольники.
5) В овале находятся неквадраты.
6) В овале находятся нетреугольники.
7) За овалом находятся нетреугольники.
8) За овалом находятся неквадраты.

Тема: «Классификация множеств предметов по заданным свойствам» (с. 36-37 учебника)


1. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, зеленые – зелёным, желтые – желтым.

Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на рисунке цветом и размером.





Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на первом рисунке цветом и формой.





Нарисуй фигуры, которые отличаются от фигур на первом рисунке размером и формой.






2. По дороге проехало 5 грузовых автомашин, 2 «Москвича» и 1 «Волга». Сколько проехало легковых машин?

3. Дед Мороз подарил детям конфеты и шоколадки. Определи с помощью рисунка:
1) Сколько детей получили только конфеты?
2) Сколько детей получили конфеты?
3) Сколько детей получили только шоколадки?
4) Сколько детей получили только шоколадки?
3) Сколько детей получили конфеты и шоколадки?

4. Заштрихуй фигуры нужным цветом: красные – красным, зеленые – зелёным, желтые – желтым.

Внимательно рассмотри рисунок.
Составь предложение о фигурах, которые находятся в овале. Начни свой ответ словами: «На рисунке все фигуры в овале…».
Составь предложение об остальных фигурах. Начни свой ответ словами: «На рисунке некоторые фигуры находятся…».

Тема: «Обобщение пройденного материала» (с. 38-40 учебника)


1. Заполни пустые клетки таблицы. Объясни своё решение.
Уловные обозначения цветов: к – красный, з – зелёный, ж – жёлтый.

2. Заштрихуй фигуры нужным цветом: к – красным, з – зелёным.

Есть ли общий признак у всех этих фигур? Найди правдивые высказывания.
1) Все фигуры на рисунке красные.
2) Все фигуры на рисунке зелёные.
3) Некоторые фигуры на рисунке красные.
4) Некоторые фигуры на рисунке некрасные.
5) Некоторые фигуры на рисунке зелёные.
6) Некоторые фигуры на рисунке незелёные.

3. Дополни овалы нужными фигурами из предложенных. Объясни свой выбор.

Рассуждай так: «Треугольники общей части овалов обладают следующими признаками: размер (малый), цвет (белый). Значит, первый овал дополню малыми чёрными треугольниками, а второй – большими белыми треугольниками или наоборот».



 

 



Версия для печати (WinRar 60 КБ)

 

Copyright © 2005  - 2016    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Вавренчук Н.А.

 К началу страницы