Средняя  школа  №7

г.  Бреста

Методическое объединение учителей естественных дисциплин

Татьяна  Александровна ВАЛЬСКАЯ
учительница 1-й категории СШ № 7 г. Бреста.

Урок химии в 8-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе"

 
Цели урока:
• Обеспечить усвоение учащимися темы урока
• Показать связь между свойствами веществ и их нахождением в природе
• Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
• Содействовать воспитанию интереса к предмету
• Содействовать воспитанию экологической культуры

Ход урока
1. Организационный момент
2. Фронтальный опрос по теме «Соли металлов. Качественное обнаружение ионов металлов»
- что такое «качественное обнаружение ионов»
- как можно качественно обнаружить ионы кальция, бария, натрия, калия, меди?

Литература: Химия : yчeб. для 8-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович, Е. И. Василевская, О. И. Сечко ; под ред. И. Е. Шимановича. — 3-е изд., перераб. — Минск : Нар. асвета, 2011. — 215 с. : ил.

Учитель: «Мы продолжаем изучение большой темы «Металлы». Изучение этой темы подходит к завершению. Вы уже знаете о металлах достаточно, и прежде чем получить новые сведения о металлах, давайте подытожим наши знания о них. А поможет нам в этом (учитель называет ученика). Будьте внимательны, так как в сообщении прозвучит то, что вам ещё не известно о них».
Ученик выходит к доске и читает стихотворение:
 

Сейчас металлы изучаем,
Многое о них мы знаем:
Таблицу, где находятся,
И атомы как строятся.

Любой из вас - она и он,
Расскажут вам, что электрон
В их атомах теряется,
И что при этом в катион
Тот атом превращается.

Ещё узнаем мы: металлы
Бывают жидкие и твердые
Пластичные и благородные,
Бывают чёрные, цветные,
А в общем, все они земные.
 

Одни из них химически активные,
Другие же – совсем пассивные.
Ни медь, ни золото, ни ртуть
«Солянкой» вам не «травонуть».

Они устойчивы к воде,
Но тают в серной кислоте,
Конечно, концентрированной.

Да и азотной кислотой
Их можно получать порой.
Они в ней растворяются,
В нитраты превращаются.

Узнаем много о металлах,
Но вот, хотелось бы узнать,
В природе где они встречаются?

 
  • Какие свойства металлов упоминаются в этом стихотворении?
  • Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (демонстрация таблицы)

Ряд активности металлов

А как вы думаете, в виде каких соединений встречаются металлы в природе?
 
Работа с тетрадью: самородные металлы (медь, серебро, золото, платина – интересно знать стр 195), остальные в виде соединений - руд и минералов.

Интересно знать

Одним из самых больших месторождений чистого серебра был так называемый «серебряный тротуар» в Канаде. Он представлял собой глыбу почти чистого серебра длиной 30 м, уходящую в землю на 18 м. Выработка этого месторождения дала около 20 т металла. А один из крупнейших самородков серебра имел массу почти 109 кг.
 
Руда – горная порода, получение из которой чистого металла экономически выгодно.
Минералы – природные соединения, имеющие определенный химический состав и свойства.
На территории Республики Беларусь ведется добыча таких металлов как золото (Микашевичи - при добыче гранита встречаются золотоносные жилы; за 30 лет извлечено 8,5 кг чистого золота), железо (встречается в виде железистого кварцита в Гродненской и Минской областях).

Работа с таблицей 20 стр 194 – 195 и рис 140 в учебнике: формулы и внешний вид пирита, киновари, малахита.
 

 

Рис. 140. Наиболее известные минералы:
1 — пирит; 2 — киноварь; 3 — малахит

Таблица 20. Наиболее распространенные минералы и породы

 

Название

Химический состав

Красный железняк (гематит)
Магнитный железняк (магнетит)
Бурый железняк
Железный колчедан (пирит)
Каолин
Криолит
Боксит
Корунд
Сильвинит
Карналлит
Малахит
Медный колчедан (халькопирит)
Киноварь
Гипс
Сфалерит

Fe2O3
Fe3O4
2Fe2Оз • ЗН2О
FeS2
Al2O3 • 2Si02 • 2Н2О
3NaF•AlF3
Al2O3 • nH2O
Al2O3
KCl • NaCl
KCl • MgCl2 • 6H2O
Сu(ОН)2-СuСО3
CuFeS2
HgS
CaSO4 • 2H2O
ZnS
 
Выполнение лабораторного опыта №9: самостоятельная работа с коллекциями и заполнение таблицы, формулирование вывода, выполнение задания на доске.
 

Лабораторный опыт №9. Ознакомление с образцами природных соединений металлов

1. Рассмотрите выданные вам образцы руд и минералов. Обратите внимание на их цвет, однородность окраски, блеск.
2. Пользуясь данными таблицы 20, найдите в коллекции руды, использующиеся для получения железа, алюминия и меди. Выпишите названия минералов, содержащихся в этих рудах, в тетрадь.
 
Металлы в живых организмах (работа с тетрадью) биологически наиболее значимые металлы: калий, натрий, магний, кальций, железо, медь, кобальт, марганец, цинк, молибден. (беседа).
Металлы входят в состав многих биологически важных веществ, и их недостаток опасен для здоровья человека. Многие металлы, а так же их соединения являются ядовитыми (свинец, кадмий, цинк, ртуть). Снизить загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами могут и школьники, грамотно утилизируя использованные ртутные лампы и батарейки.
 

Тест «Проверь себя»

 
1. Укажите формулу вещества, которое не входит в состав руд и минералов:
а) HgS;    б) FeO;    в) CuFeS2;    г) AlCl3

2. Укажите роль соединений кальция в организме человека:

а) входят в состав крови;

б) играют роль ферментов;

в) обусловливают прочность костей

г) являются составной частью гемоглобина.

3. Какой металл относится к редкоземельным?

а) Fe;    б) Си;    в) А1;    г) Os.

4. Массовая доля железа в оксиде, который составляет основу красного железняка, равна:

а) 0,22;    б) 0,35;    в) 0,44;    г) 0,52.

5. В состав одной из железных руд входит соединение, которое содержит 36,36 % серы. Формула соединения:

а) Fe2S;    б) FeS2;    в) FeS;    г) FeSO2.
 
 
Выставление оценок за урок.
Д. з. параграф № 46 , упражнения после параграфа 6, 8, 10 стр. 199; по желанию сделать домашний эксперимент стр. 199.
Рефлексия: зарисуйте колбу настолько, насколько вам понравился сегодняшний урок .
 

К началу страницы