УЧАЩИЕСЯ СШ №7 г. БРЕСТА

 

Учащиеся СШ №7 г. Бреста

Преданья старины глубокой

Эта работа отмечена дипломом 1 степени по результатам конкурса "Помнікі роднага краю", который проводился общественными объединениями "Беларуская добраахвотная таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры" и "Беларуская асацыяцыя журналістаў"

Коссовский замок Вдали на горе стоит сказочный замок. Кажется, что сейчас из него выедет бравый рыцарь на белом коне. И только облака, периодически закрывающие солнце, добавляют реальности картине. Можно спокойно подойти поближе, потрогать каменные стены, чтобы убедиться – Коссовский замок существует на самом деле.

Местный фольклор даёт две версии происхождения названия селения.
Первый источник утверждает, что когда-то это поселение было пунктом сбора дани. Когда на дороге встречались обозы князя, то на вопрос – куда едешь? Обычно звучал ответ: «везу товар Косому». Так и закрепилось за Косовым такое название.

Вторая легенда рассказывает о трудолюбивом кузнеце по имени Косов. Когда на его родные земли пришли недруги, он переплавил все плуги в мечи. Люди, вооружившись, победили монголо-татар.

Скорее можно склониться к версии о неожиданном нападении, чем о налоговых поборищах от Орды. Ведь Беларусь, в отличие от русских и украинских земель, никогда не была под татарским игом.

Именно в Коссово появился на свет Андрей Тадеуш Бонавентура Косцюшко. Активный революционер, герой трёх народов; его имя стало символом. Он родился, как он утверждал неоднократно, настоящим литвином, а умер – человеком.

В Косово потянулись многочисленные паломники, чтобы увидеть дом, который впервые услышал голос Тадеуша. Через четырнадцать лет после смерти Косцюшко началось новое освободительное восстание. Одним из самых заметных его участников был Титус Пусловский. Титус, раненый во время восстания, покинул родину. Его отцу, Вандалину Пусловскому, больше не суждено было увидеть сына.

Старик Пусловский, владелец многих мануфактур, приобрёл в личное владение Коссовские земли. В память о Тадеуше Косцюшко восстановил его полуразваленный домик. А рядом с домиком вырос дворец.

Многочисленные зубчатые башенки, узкие, как бойницы, окошки – всё напоминает средневековый замок. Он выполнен в стиле неоготики в эпоху романтизма, когда всё казалось таким простым: белое было белым, а чёрное – чёрным.

Проект каменного великана сделал варшавский мастер Фанцишак Ящольд. Схожесть со средневековым замком придавала насыпанная человеческими руками гора, на которой стоит дворец. Но все эти охранные мероприятия являлись не более чем стилизацией. Вокруг дворца Пусловских был разбит парк в духе пейзажных романтических парков Западной Европы.

Местные жители утверждают, что из подвала замка шёл подземный ход «шириной в карету и тройку». Вёл рукотворный тоннель в ещё одно не менее уникальное сооружение – резиденцию Сапегов в Ружанах.

В роскошный Коссовский дворец наведывались все знаменитости того времени. Но важно заметить, что гостили они не ради всей роскоши, и даже не ради хозяина замка, а ради деревянного домика с соломенной крышей.

Обрывочность и противоречивость сведений порождают легенды о пышности и изысканности внутреннего убранства дворца.

Его современники утверждали, что внутри дворец своими гобеленами и коврами напоминал средневековый музей. Каждый зал имел своё оформление и даже название. Например, в Чёрном зале играли в карты, а в Белом зале, выложенном плиткой, собирались гости. Были ещё розовый, голубой и даже зеркальный залы. На втором этаже в оранжерее жил лев, которого выпускали ночью гулять по коридорам дворца, чтобы слуги под покровом темноты ничего не могли украсть.

Но настоящим чудом гости называли пол второго этажа. Он был сделан из двойного стекла, под которым плавали экзотические рыбки. Создавалось впечатление, что идёшь по поверхности моря.

Несмотря на пол, весь дворец полностью принадлежал стихии огня и солнца. Сама его архитектурная композиция говорит об этом: двенадцать башен символизируют месяцы года. Кроме того, замок построен так, что ежегодно два с половиной дня солнце полностью освещало одну из комнат. Система внутренних проходов и окон позволяло солнцу проникать во все углы.

Поражало также огромное количество каминов, которые романтически настроенные хозяева приказали установить чуть не в каждом зале. С практической точки зрения это было излишним. Но тогда люди могли всё время наблюдать за живым огнём, в то время как тепло давали паровые обогреватели.

Сложно сказать, кому принадлежал дворец после смерти владельца, графа Вандалина Пусловского.

Во время немецкой оккупации в домике Косцюшко находился немецкий штаб, а в самом дворце – тюрьма. При отступлении враги подожгли оба здания. Деревянный дом с соломенной крышей сгорел в один миг, а вот дворец полыхал ещё десять дней. В послевоенный период ценные породы деревьев и кустарников в парке были вырублены.

Но, несмотря на все разрушения, Коссовский замок не потерял своей красоты. Дворец привлекает внимание наших современников и уже неоднократно возникали идеи его реставрации. В итоге, за изготовление проектно-сметной документации взялись специалисты проектной организации «Брестреставрацияпроект»…

Лучи солнца, проскользнув по деревянным стенам, упёрлись в каменную кладку. Коссовский дворец восстанавливает своё былое величие.
 


Шичкова Яна, ученица 9 "В" класса



К началу страницы