ГУО
"Средняя школа №7 г. Бреста"

224016, г. Брест, ул. Горького, 20         E-mail: sch7mr@rcit.by       Телефон (162) 21-39-03

 

Советы психолога родителям


Счастливые родители – счастливый ребенок!

Сколько методов работы с детьми сейчас существует… Сколько терапевтических техник, сколько обучающих занятий… Сколько сил, времени и денег готовы отдать родители для своего ребенка. Лишь бы сделать его жизнь лучше и счастливее. Центры раннего развития, многочисленные кружки, занятия с логопедом, с психологом и т.д. и т.п.

Ведь для своего сыночка (доченьки) не жаль ничего!

Огромная любовь родителей ищет пути дать все, что нужно для счастья. Мамы и папы платят большие деньги психологам за гармонизацию внутреннего состояния их ребенка, за коррекцию его поведения, за исцеление от травм. При этом они часто забывают о себе. О том, что очень часто им самим важно поработать над собой, над своими взаимоотношениями с партнером (отцом/матерью) ребенка. Это считается менее важным и значимым, чем развитие сына или дочки.

Но секрет гармоничного развития детей, чаще всего, крайне прост!

Дети счастливы и гармоничны тогда, когда счастливы и гармоничны их родители. А также, когда гармоничны взаимоотношения между родителями. Когда ребенок видит и чувствует, что его родители любят друг друга, он растет в атмосфере любви, питается, наполняется этой любовью. В любви он развивается гармонично, благополучно, счастливо. Для благополучного развития ребенка любовь его родителей друг к другу не менее важна, чем любовь родителей к самому ребенку.

Таким образом, для решения большинства проблем ребенка, родителям важно, в первую очередь, решить проблемы во взаимоотношениях друг с другом, а также решить свои собственные, внутренние проблемы. Важно понимать, что ребенок всего лишь отражает, подобно зеркалу, то, что происходит в семье. Почему для благополучия ребенка важна работа родителей над собой и своими взаимоотношениям Ребенок является частью мамы и частью папы. Если родители любят друг друга, ребенок ощущает эту любовь, как адресованную и ему, в том числе. Он ощущает себя в атмосфере благости, гармонии, любви. И он счастлив. Но если, например, мама, плохо относится к отцу ребенка, то, таким образом сын (дочь) чувствует: мать относится плохо и к нему (ней) тоже! Ведь в нем (ней)есть часть отца, которого мама не любит! Естественно, ребенок не анализирует это, а просто интуитивно ощущает. Это оказывает мощное негативное воздействие на ребенка и его дальнейшую жизнь.

Если так сложилось, что любви между родителями уже нет, крайне важно проявлять, как минимум, уважение друг к другу. Дети тонко чувствуют настроение, атмосферу в семье. Они будто пропитывается ею и ее же, получив из внешнего мира, начинают излучать обратно – во внешний мир. Наблюдая поведение родителей и других значимых взрослых, дети подражают им. Причем, они «считывают» такие тонкие нюансы в стереотипах поведения, о которых сами родители могут даже не подозревать, не замечать в себе. Можно бесконечно долго водить детей на терапевтические занятия с психологом, но, если источник влияния на ребенка останется прежним, мало что изменится и в ребенке.

 Дорогие родители, осознание того, что ребенок является «зеркалом», отражающим вас самих, двояко. С одной стороны, это осознание может быть неприятным и болезненным. Но с другой – это полученный шанс реально улучшить жизнь (свою, своей семьи, своего ребенка). Для этого важно взять ответственность на себя и разобраться в том, а что же Я делаю в этой ситуации не так?

Поверьте, когда изменитесь вы, – изменятся ваши отношения с партнером, изменится и ребенок. Это происходит естественно, как если бы увядающий цветок ожил и раскрылся во всей красоте после того, как вы стали бы поливать почву, из которой он растет. Ведь сколько ни протирай его листья и лепесточки влажной тряпочкой, цветок погибнет, если не получат полив его корни и земля, из которой он растет.

 Ежедневно ребенку (и не только!) нужны не менее 8-ми объятий в день, ласковые слова, разнообразные проявления сердечности и любви. Нужно ли делать вид, что все хорошо, если это не так? Обманом счастья не создашь. Дети обладают невероятной интуицией и всегда чувствуют ложь. И чем младше ребенок, тем сильнее выражена эта способность чувствовать истинную атмосферу в семье, истинное отношение к нему самому, истинные взаимоотношения родителей друг к другу и к другим людям. Конечно, это не означает, что нужно откровенно демонстрировать перед ребенком свое негодование, злость, выяснять отношения. Важно беречь психику ребенка. Но и не следует думать, что игрой и притворством удастся заставить детей поверить, что в пустой обертке есть конфетка.

До какого возраста ребенок отражает родителей в некотором смысле, всю жизнь! Это, если смотреть глубоко, но наиболее сильно это происходит в возрасте до 14 лет. Чем младше ребенок, тем больше он отражает родителей, а также ближайшее окружение (родственники, живущие вместе с вами).

Ловушка позиции «все лучшее – детям» Это прекрасное намерение – давать ребенку все лучшее, что есть в мире. Но иногда это намерение искажается и превращается в следующее: все самое лучшее – ребенку, а я (мы) обойдемся, мне (нам) – и плохонькое сойдет. Такой подход становится «медвежьей услугой», невольно оказываемой родителями ребенку. И здесь можно выделить два наиболее ярких последствия подобного поведения: Ребенок растет эгоистом. Он видит, что родители ценят его больше, чем самих себя, и со временем начинает думать, что, наверное, так и должно быть. Он тоже начинает ценить себя больше, чем родителей. Как, впрочем, и всех остальных людей. Ребенок начинает ожидать подобного отношения к себе и от других. Он привык, что весь окружающий мир (родители, родственники) удовлетворяют его прихоти. Когда его окружающий мир расширяется (садик, школа и т.д.), он ожидает того же. Но вскоре ребенка ждет потрясение: никто не собирается удовлетворять все его пожелания! И для него это настоящий стресс. Это открытие становится жестким уроком, который не каждый ребенок проходит благополучно.

Дорогие родители, помните: во всем угождая ребенку, вы вредите ему. Ведь ребенка важно научить уважать и ценить не только себя, но и других. Не только принимать любовь, но и давать ее. То есть, научить справедливости, законам гармоничных взаимоотношений.

 И лучший способ для этого – собственный пример.


Памятка для родителей
Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
  1. He говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы  заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище.
  6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот, рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Дети учатся у жизни, или 11 правил «ЕСЛИ»
  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить в чувстве вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в себя.
  • Если ребенка поддерживать, он учится ценить себя.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Уважаемые родители, оцените самостоятельно, с помощью данной анкеты, на сколько хорошо вы знаете и достаточно ли вы внимания уделяете своему ребенку

Инструкция: Отвечая на вопросы ниже -
 «Да, почти всегда» - 4 балла;
«Иногда, может быть» - 2 балла;
«Нет, никогда» - 0 баллов.
  1. Все ли Вам нравится в Вашем ребенке?
  2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка чувство значимости того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли Вы речь малыша?
  6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли Вы малыша?
  8. Смеетесь ли Вы вместе с ним?
  9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку?
  10. Часто ли Вы обнимаете ребенка?
  11. Играете ли Вы вместе с ним?
  12. Есть ли у Вашего ребенка собственные книги?
  13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  14. Знаете ли Вы любимую сказку, книгу или спектакль Вашего малыша?
  15. Ходите ли Вы в театры, музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
  16. Ограничиваете ли Вы возможности ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  17. Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного или прочитанного?
  18. Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине прежде, чем он откроет рот?
  19. Стареетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?
  20. Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

СЛОЖИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ БАЛЛЫ. ЕСЛИ СУММА БАЛЛОВ:
от 80 до 60  - Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе.
от 60 до 30  - Очевидно, Вы занятой человек, но , несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша.
от 30 и меньше - Вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает его счастливее.

Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.

Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие: во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность; во-вторых, школьное обучение требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит) стали привычными. Что касается
правил поведения в школе, то их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.

Кроме того, будущим первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.

Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Рассматривают готовность к школе в таких сферах, как интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, волевая.

1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

2. Личностная и социально-психологическая готовность к школе.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе.

Параметры успешного овладения учебной деятельностью:
- умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

3. Волевая готовность к школе.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у детей в первом классе.

Памятки для родителей

“Необходимые условия успешной подготовки к обучению в школе.”

Уважаемые родители!
  1. Организуйте, пожалуйста, уголок для ребенка, стимулируйте его поддерживать в нём порядок.
  2. Научите ребёнка обстоятельно готовится к прогулке или занятиям: собрать принадлежности; подготовить обувь, одежду.
  3. Рационально организуйте режим дня: отдыхать на свежем воздухе; вовремя ложиться спать; телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
  4. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
Вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра”.

Рекомендации психолога
«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

  1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя. Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Встречая ребёнка, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после долгого дня.
  5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  6. Не занимайтесь с ребенком вечерами.
  7. Не заставляйте!
  8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...».
  9. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  10. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  11. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  12. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

К началу страницы