Средняя  школа  №7

г.  Бреста

224016, г. Брест, ул. Горького, 20     Телефон 00375 (162) 21 39 03  E-mail: sch7mr@rcit.by

 Главная   О школе    Одно окно    Шестой день недели    Учительская    Родителям    Учащимся    Контакты    Карта сайта 

Музей СШ №7 г. Бреста

к 70-летию брестской СШ №7

Брестский курьер01.09.2014

Рубрика: Образование

Для каждого из нас школа – это то время и место, где мы вырастаем в личности, откуда мы выходим в самостоятельное плавание, в профессию и судьбу. И не проходим мимо событий, успехов и проблем альма матер.
 
Брестская школа № 7 в этом году отметит свое 70-летие, это значит, что ее славная история началась в еще военном 1944 году, и среди учителей были те, кто воевал и приближал Победу, а учеников можно называть детьми войны.

«Учился с особым азартом
В войну повзрослевший народ…»

Это строки из сборника стихов «Школьный вальс» Лидии Косачук, учителя-словесника, которая 30 лет из своего большого педагогического стажа отдала брестской СШ №7. Да и выйдя на пенсию, не ушла из стен школы, участвует и в жизни Музея истории СШ №7, и в школьном Совете ветеранов-педагогов, который возглавляла пять лет, а в данное время является замом руководителя.

Учитель русского языка и литературы всю жизнь писала стихи – для себя, для ближнего окружения, для школьных праздников, для учеников. И наконец в 2013 выпустила самиздатовский сборник своих стихов и посвящений. На мой взгляд, он удивительным образом отражает не только внутренний мир автора, но и судьбу брестской седьмой школы, а шире дает некий педагогический срез. А потому позволю себе пройтись по важным точкам сборника «Школьный вальс».

«Война украла мое детство,
В душе оставив боль, и страх,
И горечь раннего сиротства –
Постылой ношей на плечах…»

Дата рождения Лидии Ивановны – осень 1941-го, хутор Красник Кобринского района – говорит о многом. Как и дата гибели родителей – 1944 год. Девочка воспитывалась у родни, закончила Стриговскую среднюю школу, год работала пионервожатой по соседству. Затем был Брестский пединститут, после него работа в сельской школе в Остромечево и в закарпатском городке Мукачево – не только по специальности, но и зам.директора. С 1979 года – в Бресте, где основным местом работы стала СШ №7.

О себе рядовой педпризыва Лидия Косачук говорила так:

«Живу, работаю, старею,
Учусь и, кажется, притом
Уже немножечко владею
Великим русским языком,
Но откровенно пожелаю
С меня примера вам не брать.
То в КВНе я играю,
То вдруг программу изменяю.
То я начальству возражаю,
То что-то снова сочиняю –
Меня никак не обуздать!»

Еще одно направление приложения сил, можно сказать, детище неуёмных педагогов разных поколений – Музей истории СШ №7, один из лучших в Бресте, в котором, как в капле, сконцентрирована и высвечена судьба школы, общая с судьбой страны. Трудная, но счастливая.

 Недаром Лидия Ивановна вписала в текст школьного гимна СШ №7 такие слова: «Семь – счастливое число…»

Масса стихов Л.И. Косачук посвящены и коллективу школы, и персонально её наставникам. Вот, к примеру, о Галине Петровне Городник, преподавателе белорусского языка, которая (лично подтверждаю как ученица) не только предмет излагала, но прививала любовь ко всей полноте культуры, воспитывала честь и достоинство личности:

«Галіна Пятроўна, нібы Бандароўна,
Цвіце у нашай школе, як кветачка у полі”.

Известному уклону брестской СШ №7 – немецкому языку, как и преподавателю оного – гражданке ФРГ Карин Краус – посвящены такие строки:

«Шиллера язык и Гете
Вы у нас преподаете,
Потому нам Дойчланд ближе
И Варшавы, и Парижа».


А в целом благородные цели своей профессии Лидия Косачук выразила так:

"Вселить надежду, душу отогреть –
Вот суть педагогического творчества».

В начале 2000-х к мыслящему учительству пришло осознание перестроечных результатов:

«Мы из прошедшего столетья,
Из гордой и большой страны,
Родившиеся в лихолетье
Великой, праведной войны;

Мы, не привыкшие к покою,
Пока не впавшие в нужду,--
Не покидает нас с тобою
Привычка к честному труду»…

Как наше слово отзовется

С раннего детства у девочки Лиды выпевались стихотворные строчки, о чем позже так сказалось:

«На мові моій у поліському краю
Шепочуть про щось в болотах очереты…»


Взыскательное отношение к слову формировалось вместе с познанием мира и общекультурным ростом. В предисловии к своему сборнику Лидия Косачук размышляет: «В студенческие годы как-то неловко было что-то лепетать на языке Пушкина: все равно лучше его не скажешь. А читать В.А. Колеснику какую-то "тарабарщину" было попросту стыдно. Мы, студенты, поглощали литературу тех лет… Мы знали современную литературу в лицо. Гордились ею, любили ее идеалы, ее героев. Ее правду. Свои «творения» были не сопоставимы с той высотой и величием, идеал которого мы исповедовали. Не можешь сказать лучше – молчи…».

Однако если не можешь не писать -- пиши, и вот как об этом говорит автор в стихах «Слово»:

«И не важно, как оно б звучало,
На каком наречье молвишь ты,
Важно, чтобы слово утверждало
Идеал добра и красоты.

Мы славяне-братья, в нашем слове –
Русском, белорусском – испокон
Слышны праславянские основы
И любви вседвижущий закон».

Есть в сборнике короткое четверостишье, озаглавленное «С началом нового учебного года» и обращенное к ученикам:

«Дай Бог вам счастья школьного
Веселого, привольного,
Такого, как здесь сложится
И вами приумножится».

Да будет так и у СШ №7-юбиляра, и у всех других школ в новом учебном году!

 

Любовь ПАВЛОВА

 

К началу страницы