Средняя  школа  №7

г.  Бреста

Методическое объединение начальных классов

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Мария Леонидовна Козич, учитель начальных классов СШ № 7  г. Бреста

Праздник: "Трудом велик и славен человек!"

в 3 "В" классе

Мария Леонидовна КозичЦель занятия: закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности
Задачи:
- учить видеть необходимость в определении профессии;
- учить ориентироваться в мире профессии;
- развивать речь, умение работать в группах;
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- воспитывать уважение к людям любой профессии.
Подготовка:
• экскурсии-знакомства с профессиями (библиотекарь, медик, продавец, почтальон, животновод и др.);
• конкурсы рисунков, сочинений о профессиях;
• подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);
• оформление альбома «Все профессии важны – выбирай на вкус!»
Оформление и оборудование:
• выставка книг, посвящённых людям разных профессий;
• компьютерная презентация сочинений «Кем быть», «Что я знаю о профессии...»;
• детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров;
• карточки для игр и заданий;
• ручки и листы бумаги на партах;
• наборное полотно, набор цифр для ведения счёта.
 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться!

А школа – начало пути к любой профессии.

Мы с вами многое узнали о профессиях за начальную школу. Мы не только читали книги о людях разных профессий, но и писали сочинения о профессиях, ходили на экскурсии, искали картинки и сами рисовали их, подбирали стихи, пословицы, загадки о профессиях…

И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны…

Ученик проводит разминку «Доскажи словечко»:Моя мама, Шульжик Ирина Павловна – продавец
Трактор водит… (тракторист).
В шахте трудится … (шахтёр).
Электричку – … (машинист).
В доме свет провёл… (монтёр).
Стены выкрасил … (маляр).
В жаркой кузнице – … (кузнец).
Доску выстругал… (столяр).

Кто всё знаетмолодец!

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о труде. А что же такое труд? Заглянем в “Словарь” С. И. Ожегова (Дети зачитывают толкование слов).
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.
Труд – работа, занятие.
Труд – усилие, направленное к достижению чего – либо.
Труд – привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности”.

А согласно “Толковому словарю” Владимира Даля, труд – это “работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы”.

А что же такое профессия? (слово “профессия” записано на доске)
Дети: Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
Учитель: А какие профессии вы знаете?
(Дети работают в группах, перечисляют известные им профессии).

Учитель: Наши журналисты еще не «акулы пера», они берут свое первое в жизни интервью  (дети задают вопросы гостям).

Примерные вопросы:
- Где Вы учились, что изучали?
- Сколько лет работаете?
- Нравится ли Вам Ваша профессия? Чем?
- О чем мечтали в детстве?
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Расскажите об истории своей профессии.
- Чем Вы увлекаетесь?
- Какие трудности встречаются в Вашей работе?
- Много ли надо учиться?
- Какими качествами нужно обладать, чтобы работать по Вашей профессии?

Учитель: А кем мечтаете стать вы?
(ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”)
Ученик 1:
- Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы о чём?

Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: - Я – фоторепортёром!
Ученик 4: - А я… А я – зубным врачом! Мой папа – зубной техник-протезист Сергей Анатольевич Афанасенко
Ученик 2:
- Профессии чудесные, земные и небесные!
Каких на свете только нет!

Ученик 1: - Я буду инженером!
Ученик 2: -Я - милиционером!
Ученик 3: - А я….Пока ещё секрет!
Ученик 4:
- Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!

Ученик 3: - Я стану агрономом!
Ученик1: - А я вот астрономом!
Ученик 2: -А я… Я в космос полечу!
Ученик 3:
Товарищи родители!
Вот мы растём – строители.
А время убыстряет бег…
И будущее – с нами.

Учитель: Конечно, если хочешь кем-нибудь стать – то нужно многому учиться. Не зря в народе говорят: “Грамоте учиться всегда пригодится!" (текст пословицы находится на доске). А какие пословицы о труде знаете вы? (Идет работа в группах, дети должны из слов собрать пословицы и объяснить их значение).
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Мало хотеть – надо уметь.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Труд кормит, а лень портит.

Учитель: Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают.
(Дети читают стихи. Они в костюмах портнихи, врача, шофёра, учителя, пекаря).
Ученик 1:
- Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

Ученик 2:
И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

Ученик 3:
- Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Ученик 4:
- Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой
.
Ученик 5:
- Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мото
р.
Ученик 6:
- Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком
.
Ученик 7: Моя мама, Шумицкая Вероника Юрьевна – преподаватель
- Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Ученик 1:
- Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Ученик 2:
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает никто и никогда!
И люди не откажутся от нужного труда!

Ученик 3:
- Учитель обязательно
Придёт наутро в класс.
А пекари старательно
Хлеб испекут для нас
.
Ученик 4:
- Любое дело выполнят,
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи!

Ученик 5:
- Мы все семьёю дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте на своём!

Учитель: У нас сегодня в гостях родители наших детей, которые расскажут нам о своих профессиях.
Выступление родителей.

Учитель: Каждая профессия связана с теми или иными предметами. Сейчас мы проведем игру «Узнай профессию», назвав лишь ее предметы.

Ученик перечисляет инструменты, а дети должны назвать профессию:
- стетоскоп, градусник, шприц…
- указка, ручка, книга…
- гаечный ключ, отвертка…
- ложка, нож, поварешка…
- весы, калькулятор, гири…
- кисти, краски, холст…
- тряпка, ведро, швабра.

Учитель: Приготовьтесь слушать внимательно стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
1 Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: -Поскорей!
- Уколю, - грозится ёж, -
Если снимка не пришлёшь!
(фотограф)
2 Краску жёлтую, лиловую
Я в ведёрке растворю
И домам одежду новую
К новоселью подарю!
(маляр)
3 Опять зажигает над улицей
Зелёный огонь светофор,
И в каждой кабине волнуется
Надёжный товарищ
… (шофер)
4 Даже в хмурую погоду
Эти люди лезут в воду!
Светит лампа на спине –
Человек стоит на дне!
(водолаз)
5 Кладёт кирпич за кирпичом
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше, выше новый дом
. (строитель, каменщик)
6 Пускай лекарство пить не нужно
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придёшь больной и грустный
Уйдёшь здоровый и весёлый
. ( медсестра)
7 Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук!
(сапожник)

Разыгрывается сценка “Сапожник”.

Действующие лица: САПОЖНИК, ВЕДУЩИЙ, ДАША, ВОВКА, ДЕТИ.
Оборудование: стульчик, табурет, молоток, шило, большая игла с ниткой, тюбик с клеем, фартук, пара туфель, кроссовки, другая обувь.
Сапожник в фартуке сидит на стуле, рядом – табурет, на котором разложены инструменты. Сапожник стучит молоточком по туфле.
Ведущий:
Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.

(Появляется Даша с туфлями в руках).
Вот к нему примчалась Даша.
Даша:
Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините
.
Ведущий (подходит к сапожнику, заглядывает через плечо, наблюдает за тем, что тот делает):
Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал.
Здесь зашил и там подклеил
И обратно их отдал.

Даша (получив туфли, ахает, прижимает их к себе и убегает):
Туфли просто не узнать,
Хоть на праздник надевать!

Ведущий:
Прихромал затем друг Вовка,
На ногах одна кроссовка
.
Появляется Вовка в одной кроссовке. Ведущий со смехом показывает на босую ногу.
Вовка:
Очень я люблю футбол,
Только мне удался гол,
Как подмётка отвалилась,
Еле к вам сюда дошёл
.
(Подаёт кроссовку Сапожнику, наблюдает за починкой).
Ведущий:
Что ж поможет он и Вовке.
Сапожник (протягивает кроссовки Вовке):
Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!

(К Сапожнику подходят другие дети, отдают ему обувь по очереди, уходят).
Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –

Ведущий:
Нет у мастера заминки.
(Опять заглядывает Сапожнику через плечо).
Режет, клеит, зашивает,
Снова всех он обувает.

(Появляются дети, получают обратно “готовую” обувь).
Из-под добрых этих рук
Только слышно: “Тук-тук-тук!”

Все выходят на поклон.

Учитель: В мире существует огромное количество профессий. А на сколько вы узнали их разнообразие, я и проверю в ходе игры «Азбука профессий» (учитель поднимает карточку с буквой в алфавитном порядке, а дети называют профессии на эту букву).

Ученики исполняют стихотворение:
Каждый город ,каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построишь города
Слышен грохот под землёй –
То шахтёр пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не добудется руда. .
Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поля вода..
В корпусах станки стучат –
Человек работе рад.
Попевая, шепчет рожь:
-Без труда не проживёшь!

Ученик 1:
Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас
.
Ученик 2:
Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!

Ученик 3:
Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!

Учитель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья».
(Подготовленный ученик читает стих К. Кулиева):
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!

Учитель: Наше путешествие подошло к концу.
Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнили слова Л.Н. Толстого (открывается плакат):

«Стыдиться можно и должно
не какой-либо работы,
хотя бы самой нечистой,
а только одного: праздной жизни
».

К началу страницы