Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Методическое объединение русского языка и литературы

Ирина  Владимировна КУЧИНСКАЯ
учительница русского языка и литературы высшей категории СШ № 7 г. Бреста
 

Кучинская Ирина Владимировна - учитель высшей категорииПознакомьтесь: Кучинская Ирина Владимировна - учитель СШ №7 г. Бреста, руководитель МО учителей русского языка и литературы.
В своей работе стремлюсь, чтобы уроки русского языка и литературы проходили интересно и творчески.
На уроках использую игровые формы работы: игра "Что? Где? Когда?", игра "Умники и умницы", "КВН".
В течение четырех лет разработала сценарии уроков-игр по произведениям И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, М. Горького, М. Пришвина, Н.В. Гоголя и других классиков русской литературы.

Считаю, что игра "Умники и умницы", построенная по схеме игры на ОНТ, позволяет на каждом этапе игры раскрыть индивидуальность, творческие способности ребенка.
Игрок-ученик внимательнее относится к художественным произведениям, читает дополнительную литературу, думает над своим монологическим выступлением. 
Он радуется при победе, анализирует свое поражение и настраивается на следующую игру.
Игра "Умники и умницы" - это азарт, удивление и радость от творчества.

Предлагаю сценарий игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ" по повести Владимира Осиповича Богомолова "Иван"

 

Ты это знаешь понаслышке,
а нам оно оборвало сердце.
Кто раз увидел этого
мальчишку...


К. Симонов

 

 

Владимир Осипович БогомоловНа доске:
- эпиграф;
- портрет В. Богомолова;
- иллюстрации к повести;
- карта Беларуси;
- тема.

Цель игры:
1. Напомнить учащимся о событиях Великой Отечественной войны
2. Воспитать у учащихся чувство патриотизма.
3. Вызвать у учащихся интерес к произведениям В.О. Богомолова.

Ход урока

1. Организационный момент (выбор участников игры, членов жюри).
2. Игра «Умники и умницы».

ПЕРВЫЙ АГОН

Тема устного выступления:

- Вы – Гальцев. О чем Вы подумали, когда впервые увидели в землянке Ивана?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

Рефлексия (делаем ставку)
- Сделайте, пожалуйста, выбор участника, который, по вашему мнению, станет в этой группе победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление 3-х игроков по заданной теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому выступающему.
- Почему именно так вы определили места?

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Какое звание у Гальцева в начале повести?
(ст. лейтенант)
2. Что мы узнали об Иване по его произношению?
(аканье, москвич или белорус, житель города)
3. На какие две детали на спине Ивана обратил внимание Гальцев?
(родинка, шрам).
4. Что было во взгляде Ивана, когда он впервые увидел Гальцева?
(недоверие и неприязнь).

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Был ли ремень у Ивана?»
(не было; брюки, как у деревенского мальчика, держались на тесёмке)

2. Что сделал Иван со своей грязной одеждой и почему он это сделал?
(бросил в угол, т.к. привезут новую)
3. Что было в носовом платке Ивана, когда он впервые появился в землянке?
(зёрнышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвои, иглы сосны и ели)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Что сделал Гальцев, когда укладывал Ивана спать?
(тщательно подоткнул одеяло со всех сторон, как делала это когда-то его мать)
2. Сколько наград было у Ивана?
(2 награды: Орден Отечественной войны и медаль «За отвагу»)

Рефлексия

Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самым сложным?

ВТОРОЙ АГОН

Тема для устного выступления:

- Вы – Гальцев. Какие у Вас были мысли, когда Вы держали в руках сведения о последних днях жизни Ивана?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

Рефлексия
- Сделайте выбор участника, который станет победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку.
- Почему именно так вы распределили места?


Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Чем объясняет Иван возможность разговора во сне?
(«нервность во мне какая-то»)
2. Покажите, сколько водки налил Холин Ивану?
(на палец)
3. Скажите, кто в повести «шпрехает как фриц»?
(Гальцев)
4. Какие слова Иван произнес при первом расставании с Гальцевым?
(«Не прощай, а до свидания»)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Как назывались журналы, которые дал Гальцев Ивану?
«Огонёк», «Красноармеец», «Фронтовые иллюстрации»)
2. Какие тосты предложили Холин и Иван?
(«Чтобы поехал в суворовское училище и стал офицером» (Холин); «Чтоб я всегда возвращался» (Иван).
3. Какие два вида конфет упоминаются в повести?
(шоколадные, леденцы)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. О каких «клёвых тузиках» говорил Катасонов?
(лодки - плоскодонки)
2. Перечислите 6 областных центров Беларуси и назовите город, в котором родился Иван.
(Брест, Гродно, Гомель, Витебск, Могилев, Минск)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

ТРЕТИЙ АГОН

Тема для устного выступления:
- Вы писатель. Что бы вы хотели сказать ребятам в своей повести «Иван»?

Игроки готовят выступление.

Рефлексия
- Сделайте выбор участника, который станет победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку. Почему именно так вы распределили места?

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Почему Гальцев, когда ему предлагали перейти в разведотдел, не ушел в разведчики?
(ему предлагали быть переводчиком, а он хотел быть на оперативной работе)
2. Какое доказательство привел Гальцев, подтверждающее, что он умеет плавать?
(5 раз переплывал через Днепр)
3. Когда Иван в повести впервые удивился и у него даже «загорелись» глаза?
(когда увидел нож Гальцева)
4. Что обычно делают разведчики перед тем, как идти в разведку?
(пишут письма родным и близким)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Продолжите фразу Холина: «Я никогда не думал, что ребёнок…»
(может так ненавидеть)
2. Сколько дней прошло между 1-й и 2-й встречей Гальцева и Ивана?
(6 дней)
3. В каком виде (образе) лучше всего быть в оперативном тылу врага?
(в образе бездомного побирушки)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Кто, по словам Ивана, может отдыхать во время войны?
(«Только тот, от кого пользы мало»)
2. Сколько Иван пробыл на «Большой земле»?
(1 месяц)

Рефлексия

Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

ФИНАЛ

Тема для устного выступления:

Вы – ученик(ца) 7 «А» класса СШ №7 г. Бреста.
К Вам в гости приехали друзья из Германии.
Что вы можете рассказать о своей стране, о своем городе, о своей школе?

Игроки готовят выступление.

Рефлексия
- Сделайте выбор игрока, который станет, по вашему мнению, победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступления игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку - финалисту.
- Почему именно так вы распределили места?

Игра финалистов после выбора дорожек.

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Почему Иван очень хотел иметь нож Гальцева?
(он собирал коллекцию ножей)
2. Как погиб Холин?
(у него были перебиты ноги, он решил подорвать себя вместе с фашистами)
3. Что было у Ивана в карманах при переходе на другой берег?
(ножик, 60 – 70 немецких марок)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Какая вещь, по мнению разведчиков, самая необходимая в их внешнем виде при переходе на другой берег?
(немецкие сапоги)
2. Что из продуктов взял с собой Иван на другой берег?
(круг колбасы, 2 кусочка сала, несколько черствых ломтей ржаного и пшеничного хлеба)
3. Зачем Холин дал Гальцеву и Ивану в лодке по куску сахара?
(для глаз и слуха)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. В каком звании Гальцев закончил войну?
(капитан)
2. Какие родственники были у Ивана и что с ними случилось?
(отец погиб в 1-й день войны; сестру расстреляли у него на глазах; мать пропала)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Верили ли вы в победу?
- Удалась ли, по вашему мнению, сегодняшняя игра?
- Справедливо ли было сегодняшнее жюри?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

Вопросы «Ва-банк» для игроков I тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


1. Как пишутся слова: винегрет, прочитанный, здешний?
2. В какой момент был схвачен Иван?
(наблюдал за эшелонами)

Вопросы «Ва-банк» для игроков II тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


3. Как пишутся слова: росток, вязаная шапка, парашют?
4. В каком городе погиб Иван?
(город Лунинец)

Вопросы «Ва-банк» для игроков III тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


5. Как пишутся слова: заря, раненый, вьюга?
6. Когда началась Великая Отечественная война и когда закончилась?
(22 июня 1941 г; 9 мая 1945 г)

- Спасибо всем за игру!
 

Скачать  (WORD, 147 кб)

 

К началу страницы