Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Методическое объединение русского языка и литературы

Ирина  Владимировна КУЧИНСКАЯ
учительница русского языка и литературы высшей категории СШ № 7 г. Бреста
 

Сценарий игры '''Умники и умницы''' по пьесе Н.В. Гоголя ''Ревизор'''

Кучинская Ирина Владимировна - учитель высшей категорииПознакомьтесь: Кучинская Ирина Владимировна - учитель СШ №7 г. Бреста, руководитель МО учителей русского языка и литературы.
В своей работе стремлюсь, чтобы уроки русского языка и литературы проходили интересно и творчески.
На уроках использую игровые формы работы: игра "Что? Где? Когда?", игра "Умники и умницы", "КВН".
В течение четырех лет разработала сценарии уроков-игр по произведениям И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, М. Горького, М. Пришвина, Н.В. Гоголя и других классиков русской литературы.

Считаю, что игра "Умники и умницы", построенная по схеме игры на ОНТ, позволяет на каждом этапе игры раскрыть индивидуальность, творческие способности ребенка.
Игрок-ученик внимательнее относится к художественным произведениям, читает дополнительную литературу, думает над своим монологическим выступлением. 
Он радуется при победе, анализирует свое поражение и настраивается на следующую игру.
Игра "Умники и умницы" - это азарт, удивление и радость от творчества.

Предлагаю сценарий игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ" по пьесе Н.В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР"

 

 

Н.В. Гоголь – поэт, поэт живой действительности.
В.Г. Белинский

Цель игры:
1. Закрепить знания учащихся по пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя.
2. Привить интерес к произведениям Н.В. Гоголя.
3. Воспитать чувство ответственности, честность, трудолюбие.

Ход урока

1. Организационный момент (выбор участников игры, членов жюри).
2. Игра «Умники и умницы».

ПЕРВАЯ ТРОЙКА

Тема устного выступления:
«Вы – Н.В. Гоголь.
Вам предстоит представить свою пьесу «Ревизор» режиссеру и актерам Александринского театра в г. Петербурге.
Какие слова вы можете сказать в театре о своей пьесе «Ревизор»?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

Рефлексия
- Сделайте, пожалуйста, выбор участника, который, по вашему мнению, станет в этой группе победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление 3-х игроков по заданной теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому выступающему.
- Почему именно так вы определили места?

Игра первой тройки после выбора дорожек.

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Каково лексическое значение слова «инкогнито»?
(тайно)
2. Какие города называются в пьесе «Ревизор»?
(Петербург, Саратов, N, Пенза)
3. По какому принципу (по Н.В. Гоголю) работают в больницах?
(«Умрет так умрет, выздоровеет так выздоровеет»).
4. Какие исторические личности упоминаются в пьесе «Ревизор»?
(Александр Македонский, А.С. Пушкин).

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Продолжите фразу Ляпкина–Тяпкина:
«Я говорю всем открыто, что беру…»
(«…взятки борзыми щенками»)
2. Кто из героев пьесы «Ревизор» считает себя религиозным человеком?
(Городничий каждое воскресенье ходит в церковь).
3. Что значит «партикулярное платье»?
(штатское)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Сколько дней Хлестаков прожил в городе N?
(16 дней)
2. Продолжите фразу Хлестакова: «Моя душа жаждет…»
(просвещения)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самым сложным?

ВТОРАЯ ТРОЙКА

Тема для устного выступления:

Вы – городничий Сквозник–Дмухановский.
Вы только что получили письмо от своего друга Чмыхова.
Какие мысли витают у вас в голове до встречи с чиновниками?

Игроки готовят выступление в течение 2-х минут.

Рефлексия
- Сделайте выбор участника, который станет победителем.
- Почему именно за этого голоса вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку второй тройки.
- Почему именно так вы распределили места?

Игра второй тройки после выбора дорожек.

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Перечислите те источники, из которых узнал Городничий о ревизоре.
(Письмо Чмыхова, Бобчинский и Добчинский)
2. Сколько времени Хлестаков находился в пути из Петербурга в Саратов?
(1 месяц)
3. Какая реальная должность была у Хлестакова в Петербурге?
(Коллежский регистратор)
4. Каково лексическое значение слова «шаромыжник»
(Живет за чужой счет)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Для чего, по мнению Хлестакова, должен жить человек?
(«…чтобы срывать цветы удовольствия»)
2. Когда и зачем Городничий собирался заставить купцов привезти по три пуда воска?
(После удачной встречи ревизора для свечи, которую он поставит в церкви)
3. Перечислите произведения, которые приписал себе Хлестаков?
(«Женитьба Фигаро», «Норма», «Роберт – дьявол», «Юрий Милославский»)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Кто из чиновников, кроме Городничего, приглашал к себе Хлестакова и что они там делали?
(Земляника. Обедали)
2. На каком этаже жил Хлестаков в Петербурге?
(На 4-м этаже)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

ТРЕТЬЯ ТРОЙКА

Тема для устного выступления
- Вы – Хлестаков. Представьте, что рассказал бы Хлестаков Тряпичкину при встрече после посещения города N.

Игроки готовят выступление.

Рефлексия
- Сделайте выбор участника, который станет победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступление игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку третьей тройки. Почему именно так вы распределили места?

Игра третьей тройки после выбора дорожек.

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Перечислите должности, какие себе выдумал Хлестаков.
(Ваше превосходительство, главнокомандующий, фельдмаршал)
2. Сколько лет работал Ляпкин–Тяпкин судьей?
(9 лет)
3. Какой медалью награжден Ляпкин–Тяпкин?
(Владимир IV степени)
4. Кто, по мнению Н.В. Гоголя, «…не пощадит для словца отца родного»?
(Тряпичкин)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Кого Хлестаков назвал «хорошим человеком»?
(Ляпкина–Тяпкина за взятку)
2. Кто дал самую крупную взятку, а кто – самую малую?
(800 – Городничий, 25 – Добчинский)
3. На кого похожа дочь Добчинского?
(На Ляпкина–Тяпкина, он ее отец)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Перечислите имена детей Земляники.
(Николай, Иван, Мария, Елизавета, Перепетуя)
2. О чем просил Бобчинский Хлестакова?
(Сообщить о том, что есть в городе N Бобчинский)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Почему победа досталась вам?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

ФИНАЛ

Тема для устного выступления:

Вы – ученик 8 «Б» 12 класса СШ №7 г. Бреста.
Вас пригласили на встречу с учителями и студентами университета поговорить об игре «Умники и умницы» на уроках русской литературы.
Что могли бы вы могли рассказать об этой игре всем присутствующим?

Игроки готовят выступление.

Рефлексия
- Сделайте выбор игрока, который станет, по вашему мнению, победителем.
- Почему именно за этого игрока вы голосуете?

Выступления игроков по теме.

Рефлексия
- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому игроку - финалисту.
- Почему именно так вы распределили места?

Игра финалистов после выбора дорожек.

Рефлексия
- Почему именно эти дорожки вы выбрали?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1. Кому принадлежат эти слова: «Я в некотором роде… я замужем»?
(Жена Городничего)
2. Кто в немой сцене превратился в вопросительный знак?
(Почтмейстер Шпекин)
3. Кого Хлестаков называет «сивым мерином»?
(Городничего)
4. Как с греческого языка переводится слово «драма»?
(Действие)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Кто в пьесе «свинья в ермолке»?
(Земляника)
2. Чем знаменателен 1836 год для А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя?
(Выход в свет «Капитанской дочки» и «Ревизора»)
3. Сколько губернаторов сумел обмануть Городничий за время службы?
(Троих)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. Перечислите предметы, полн на другой берег?
(круг колбасы, 2 кусочка сала, несколько черствых ломтей ржаного и пшеничного хлеба)
3. Зачем Холин дал Гальцеву и Ивану в лодке по куску сахара?
(для глаз и слуха)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. В каком звании Гальцев закончил войну?
(капитан)
2. Какие родственники были у Ивана и что с ними случилось?
(отец погиб в 1-й день войны; сестру расстреляли у него на глазах; мать пропала)

Рефлексия
Вопросы игрокам:
- Почему вы проиграли?
- Верили ли вы в победу?
- Удалась ли, по вашему мнению, сегодняшняя игра?
- Справедливо ли было сегодняшнее жюри?
Вопрос классу:
- Какой из вопросов был самый сложный?

Вопросы «Ва-банк» для игроков I тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


1. Как пишутся слова: винегрет, прочитанный, здешний?
2. В какой момент был схвачен Иван?
(наблюдал за эшелонами)

Вопросы «Ва-банк» для игроков II тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


3. Как пишутся слова: росток, вязаная шапка, парашют?
4. В каком городе погиб Иван?
(город Лунинец)

Вопросы «Ва-банк» для игроков III тройки (красная дорожка)
после 1-го вопроса


5. Как пишутся слова: заря, раненый, вьюга?
6. Когда началась Великая Отечественная война и когда закончилась?
(22 июня 1941 г; 9 мая 1945 г)

- Спасибо всем за игру!
 

Скачать  (WORD, 175 кб)

 

Copyright © 2013 СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Кучинская И.В.

К началу страницы