Средняя  школа  №7

г.  Бреста

224016, г. Брест, ул. Горького, 20         E-mail: sch7mr@rcit.by        Телефон 00375 (162) 21 39 03

Ирина Васильевна Меркулова
социальный педагог СШ № 7 г. Бреста

   Главная страница

Дружба - какое чудесное слово!

Классный час для учащихся 4-го класса

 

Цели:
- ознакомить с правилами дружбы;
- показать важность истинных друзей в жизни человека;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга,
- учить разделять радости и печали друзей.
 

Дружба - какое чудесное слово!

 

Ход мероприятия:

 
Учитель. Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
(На доске - буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)
Учитель. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово «дружба».
Учитель. Наш классный час называется: «Дружба - какое чудесное слово!» (открывается доска, на которой написана тема классного часа).
- Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей).
- Послушайте стихотворение о дружбе.
Учитель.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.


БЕСЕДА

Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации
А как вы думаете?
У кого из вас есть друзья? Поднимите руки.
Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Работа в группах (по 3 пословицы каждой группе)

Вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас вы в своих дружных группах составите окончания пословиц.Брест - город дружественный детям
1. Нет друга – ищи… (а нашел - береги).
2. Не имей 100 рублей … (а имей 100 друзей).
3. Один за всех… (и все за одного).
4. Человек без друзей … (что дерево без корней)
5. Дружба – как стекло:… (разобьешь – не сложишь).
6. Дружба не гриб,… (в лесу не найдешь).
7. Новых друзей наживай, а старых не ... (теряй).
8. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза... (скажет).
9. Старый друг лучше ... (новых двух).
10. Для друга пироги, для врага - ... (кулаки).
11.Друг за друга стой - и выиграешь ... (бой).
12.Дружбу помни, а зло ... (забывай).

Дети зачитывают по очереди, что получилось.

Учитель: Вы хорошо поработали в командах. Послушайте стихи о таких вот «дружных ребятах»
Ученик:

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя -
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.

(С. Маршак)

- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
- Послушайте второе стихотворение.
Ученик:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мой,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти
Другу на уступки".
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: "А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонки на дыбы!
Говорят: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
"Срочно требуется друг".

 

 

(А. Барто)

Учитель: Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? Встречались вам такие ребята?

Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:
1) Что такое настоящая дружба?
2) Какими качествами должен обладать настоящий друг?
3) Можно ли обижаться на друзей?
4) К каким недостаткам друга вы относитесь отрицательно, как помогаете ему справиться с ним?
5) Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие?

ГРУППОВАЯ РАБОТА
Учитель. Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Учитель: Какие качества вы выбрали? Почему? Какие слова вы не выбрали.
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
У дружбы есть свои правила. И сейчас мы их прочитаем.
Правила дружбы (написаны на доске)
Уступать.
• Не бояться просить прощения, если обидел друга.
• Не грубить. Не злиться.
• Не жадничать.
. Помогать другу.
• Быть честным.


Учитель: Когда вы работали сейчас в командах, каких из этих правил вы придерживались?
К сожалению, мы с вами часто слышим грубые слова. И даже бывает так, как в стихотворении «Два козла». Послушайте его, может кто-нибудь узнает себя.

Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.


Учитель: Можно ли назвать эти отношения дружескими? Драка и ссора унижают человека.
Учитель: мы с вами говорили о правилах, а в стране дружбы есть ещё и законы, по которым живут ребята. И сейчас вы познакомитесь с этими законами. Но будьте очень внимательны, не ошибитесь в выборе законов.

Законы дружбы (раздаются командам).
(Дети работают в группах. Читают и откладывают те предложения, которые они сделали бы законами дружбы; ненужное отбрасывают). Команды читают по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
4. Не ябедничай, лучше сам исправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
6. Помоги друзьям в беде.
7. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
8. Почаще деритесь с друзьями.
9. Всегда ябедничай на друга.
10. Свысока смотри на друга, если у него что-либо не получилось.
11. Никогда никому не помогай.
12. Всегда груби другу.

Учитель: Зачитайте свои законы.

Учитель: Соблюдая эти законы дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Вы хорошо поработали и имеете право отдохнуть.

Игры

Поиграем в игру «Кто с кем дружит» По три человека от каждой команды. Раздаю карточки. Друзья потерялись, помогите им найти друг друга. Чип – Дейл Вини-Пух – Пятачок Малыш – Карлсон Крокодил Гена – Чебурашка Буратино – Мальвина Принц – Золушка Дед Мороз – Снегурочка Старик – Золотая рыбка Белоснежка – Семь гномов.

Вы, наверное, знаете песни о дружбе. А какая команда назовет больше песен, в названии и текстах которых упоминаются слова друг, дружба?

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относится друг к другу.
Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали.
А закончить классный час мне хотелось бы такими строками:

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом,
Как ветер с морем, трава с дождём,
Как дружит солнце со всеми нами!...

И давайте улыбнёмся, друг другу, скажем добрые слова.
Наш классный час окончен. Всего доброго. Хороших вам друзей!

 

К началу страницы