Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Учитель высшей категории Лещинская Жанна Владимировна

Повторно-обобщающий урок по теме « Передняя Азия в древности»

Цель урока: в игровой форме систематизировать, расширить  и закрепить учебный материал по теме: «Передняя Азия в древности»; способствовать совершенствованию познавательных способностей,  умения анализировать исторические факты и умения самостоятельно делать выводы, развитию внимания, навыка работы с исторической картой и историческими источниками; 
способствовать сплоченности коллектива через работу в команде, развитию любознательности, повышению интереса к истории
  
Оборудование: карта по истории Древнего мира «Египет и Передняя Азия в древности», карточки с заданиями, мультимедийный проектор, ноутбук, черный ящик, листы бумаги, цветные карандаши.
Форма урока:  игра   «Передняя Азия в древности» (выведено на экран)

Ход урока:
1.Организационный момент.
Я приглашаю всех вас вновь перелистать истории страницы
И сквозь века промчавшись унестись под грохот быстрой колесницы.
Таким образом, мы повторим материал по теме «Передняя Азия в древности». На факультативе мы  с вами также изучали данную тему, и результатом  нашей работы стало создание выставки ваших поделок, посвященных странам Передней Азии, которые вас наиболее впечатлили. Здесь и финикийские корабли, и висячие сады Вавилона, и письменность Финикии и многое другое.
И так, мы отправляемся в увлекательное путешествие. Наш путь будет труден – нам предстоит  посетить  государства Передней Азии.  Путешествовать вы будете командой, на команды вы  поделились заранее:   выбрали капитана. А названия командам мы дадим сейчас,  восстановив порядок в  данных перевертышах
(Слайд : 1.УРВДЕЬЕЧ, 2.ЯКИНИФИ, 3.РАСИСЯИ)
 У нас есть команда «Двуречье»- капитан –  Жук Артем, «Финикия»- капитан – Николаев Артем  и «Ассирия»- капитан - Рыбак Максим. 
Отправляясь в  путешествие, как напутствие мне хочется рассказать вам притчу:
Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катиться со всех троих. Одного спросили: - что ты делаешь? – тащу в город эту проклятую ношу. Второго  спросили – что ты делаешь? – зарабатываю на хлеб себе и своей семье – бодро ответил он.
                                                                                                             1
Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь: - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.
Вывод: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость вам и окружающим. А ваш труд будет вознагражден. Та команда, которая лучше справиться с заданиями,  и будет победителем  и получит отличные отметки «10», команда, занявшая второе место,  получит отметку «9», и за третье место отметку «8».  Давайте пожелаем друг другу удачи.
Сейчас  я напомню вам правила  работы в команде (выведены на экран).
1.Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
2.Каждый ученик уважает мнение других членов команды.
3.Каждый ученик проявляет терпение к критике.
4.Нельзя мешать отвечающим во время ответа.
5.Отвечающего определяет капитан команды.
6. В игре принимают участие все члены команды.
Я представляю вам жюри (суд  Соломона). А почему суд Соломона? Ответ о справедливости и мудрости  царя Соломона.
  Соломоновы решения  сегодня будут выносить - Липич  Дмитрий и  Ляховченко Анна. Их задача определить лучшую команду. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа получает  другая команда,  жюри внимательно следит  за тем, кто первый будет готов к ответу.
И на экране мы видим названия конкурсов (выведены на экран)

1. «Всезнайка» (1 балл за правильный ответ – 8 баллов)
2. «Старинная карта» (1 балл за правильный ответ – 8 баллов)
3. «Клинописное письмо» (по 1 баллу за правильный ответ – 10 баллов)
4. «Тайны  черного ящика» (4 балла)
5. «Загадки Хроноса» ( 4 балла)
6. «Исторические загадки» (по 2 балла  за правильный ответ - 4 балла)
Итого команда может заработать 38 баллов
И так, мы начинаем, первый конкурс  «Всезнайка». Каждой команде предлагается ответить на 8 вопросов, за каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу, значит, вы можете заработать за этот конкурс  8 баллов.
                                                                                                                        2
Первой в игру вступает команда «Двуречье»
1.Царем какого государства был Хаммурапи? (Вавилонское царство)
2.Перечилите все названия Двуречья ( Междуречье, Месопотамия)
3. Имя царя, который  чеканил монеты и назывались они  в его честь? (Дарий)
4.Какие народы подписали первый в истории мирный договор? (египтяне и хетты)
5. «Око за око, зуб за зуб» - это основной принцип, положенный в основу чего? (законы Хаммурапи)
6.Страна, где была собрана огромнейшая глиняная  библиотека? (Ассирия)
7.Какую реку египтяне называли «текущей наоборот» (Евфрат)
8.Как называется продукт труда, предназначенный для продажи? (товар)
Вопросы для команды «Финикия»
1. Назовите имя царя, давшего своей стране законы, они были первыми в мире (Хаммурапи)
2. Название какого города в  переводе означает «Врата бога»? (Вавилон)
3. Кем были созданы первые города-государства в Междуречье? (шумерами)
4.Как называется метод письма способом выдавливания на глине клиновидных черточек (клинопись)
5.Каких букв не было в финикийском алфавите? (гласных)
6.Какое чудо света находилось в Вавилоне? (Висячие сады Семирамиды)
7.Как называется обработка земли с помощью орошения в странах с жарким климатом? (орошаемое земледелие)
8.Кого историки  называют «забытым народом»? (хеттов)
Вопросы для команды «Ассирия»
1.  Назовите имя первого царя Израильского царства (Давид)
2.Как назывался правитель отдельной области в Древней Персии? (сатрап)
3.Какой народ  называли  «народом тысячи богов»? (хеттов)

                                                                                                                            3
4.Как называются обязательные правила, установленные государством? (законы)
5.Назовите крупнейшую колонию финикийцев (Карфаген)
6.Как назывались главные ворота Вавилона? (ворота богини Иштар)
7.В какой стране возникло единобожие? (в Израиле)
8.  В каком государстве Передней Азии была построена дорога, названная «царской» (в Персии?)
Молодцы, вы показали хорошие знания материала, а сейчас перейдем к картографии.
Второй конкурс «Старинная карта»    Слайд  карта Передней Азии  (по 1 баллу за правильный ответ – 8 баллов)
Вы получите карту и должны выполнить задания к ней.
1.Обозначьте на карте государства Передней Азии (Вавилонское царство, Ассирийская держава, Финикия, Палестина, Хеттское царство, Персидская держава)
2.Обозначьте в каком направлении нужно двигаться из Египта, чтобы попасть в Переднюю Азию
3.Объясните, почему египтяне называли Евфрат «перевернутой рекой»
И пока жюри выставляет вам баллы за ваши ответы, давайте поработаем с картой
 Команда «Финикия» покажите на карте государства Передней Азии, которые вы отметили.
Команда «Двуречье»  покажите, в каком направлении нужно двигаться из Египта, чтобы попасть в Переднюю Азию (а почему не на восток, ведь так короче?)
Команда «Ассирия» объясните,   почему египтяне называли Евфрат «перевернутой рекой»
Вы хорошо справились с картографическим заданием.
 А сейчас у нас физкультминутка    Слайд
На разминку 5 класс!
Мы присядем все сейчас.
Встанем, высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.

                                                                                                                    4
Жюри объявляет результат конкурса « Старинная карта» и общий счет за 2 конкурса
Приступим к следующему конкурсу «Клинописное письмо» Слайд с изображением клинописного текста. Вам необходимо восстановить текст, вставив пропущенные слова. Вы имеете возможность заработать 10 баллов за правильно выполненное задание.
Древняя Финикия располагалась на побережье__________________ моря. На востоке от финикийцев находилось_________________, на юге________________. Крупнейшие финикийские города, такие, как ________, Библ, ___________располагались вдоль побережья. Вся жизнь финикийцев была связана с морем. Не случайно главным занятием этого народа стала__________________. Для удобства финикийцы основывали _____________на побережье__________________ моря, где они могли успешно реализовать свои планы. Крупнейшим таким поселением был____________________в  северной ______________.
Пока жюри рассматривают материалы конкурса клинописное письмо
 
Мы приступим к самому загадочному  конкурсу «тайны черного ящика». По 2 балла за правильный ответ.
Хоть сверху падает на чёрный ящик свет,
Всё так же чёрен он, и чрево неприступно!..
Найдётся ль кто один, способный разгадать
Суть содержания весьма известной формы?.. Слайд черный ящик

Первой возможность угадать содержимое черного ящика получает  команда «Ассирия»
1.В черном ящике лежит изображение того, что было обнаружено археологами более 100 лет назад, это было сделано из черного камня, украшено изображениями, на одном из которых, бог Шамаш вручает царю жезл (Плита с текстом законов Хаммурапи)
2. В черном ящике лежит то, что  получило такой вид в результате  изобретения  совершенного одним из  народов, жившим  в Передней Азии, это стоило очень дорого и носить это могли только цари и очень богатые люди (пурпурная ткань)
Вопросы для команды «Двуречье»
1.В черном ящике лежит то, что помогало воинам ассирийской армии легко справляться с водными преградами, переправляясь через них (кожаный мешок)
2.То, что лежит в черном ящике, также было придумано одним из народов Передней Азии и этим изобретением, немного усовершенствованным мы пользуемся до сих пор (алфавит)                                                                        5
Вопросы для команды «Финикия»
1.В черном ящике лежит то, что было основным материалом для строительства, письма, главным богатством в одной из стран Передней Азии (глина)
2.В черном ящике лежит то, что  было изобретено одним из народов Передней Азии причем совершенно случайно, когда они развели огонь на берегу моря, этим изобретением с тех пор пользуется все человечество (стекло)
Отлично, вы угадали содержимое черного ящика, это свидетельство хороших знаний.
Слово жюри,  объявляет результат конкурса « Клинописное письмо» и общий счет за 4 конкурса.
А сейчас переходим к  «Загадкам Хроноса» (4 балла) Слайд-задание. 1.Переписывались ли владыки царств Хаммурапи и Тутмос 3  друг с другом?
 2. Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии? 

Вы должны записать ответы на листке заданий.
 1.Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу III. Подумайте, могли ли владыки царств Тутмос и Хаммурапи переписываться друг с другом? (Аргументируйте ответ)
2.  Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Подумайте, мог ли вавилонский царь Хаммурапи  любоваться развалинами Ниневии? (Аргументируйте ответ)

 Поработав с хронологией, мы переходим к «Историческим загадкам» по 2 балла за правильный ответ – 4 балла.
Слайды с ответами.
Команда «Двуречье» вступает в игру.
1.Расскажите-ка, ребята, где без леса и без гор люди в древности росли, где покой все обрели, где из глины повсеместно все лепили мастера и работа их до пота выручала как всегда (Междуречье) Слайд
2.В горах оно часто встречается, орудия и оружие из него отличные  получаются (Железо) Слайд

                                                                                                                6
Команда «Финикия»
1.А вот картина и на ней  есть град из желтых кирпичей, есть там дворец и зиккурат, ворота медью там блестят. Но ведь не любят город тут и логовищем все зовут (Ниневия) Слайд
2.В стену бьет бревно, на колесиках оно, а на нем еще металл, чтоб быстрее пробивал (Таран) Слайд
Команда «Ассирия»
1.На Восточном побережье моря Средиземного государство моряков было очень древнее. И чтоб им поторговать просто стали все писать. Кто же знал? Их алфавит все народы покорит (Финикия) Слайд
2.Писцы их 30 тысяч собрали и в пламя все они попали. Но их огонь лишь укрепил и для потомков сохранил (Глиняная библиотека в Ниневии) Слайд
Молодцы, мы разгадали загадки и закончили наше путешествие. Вам  оно понравилось? Скажите, что понравилось больше всего?
Скажите ребята, можно ли какой-то материал, повторенный нами сегодня выбросить в корзину? А что нам еще нужно переработать, над чем подумать?  Можем ли мы что-нибудь положить в сундук, чтобы пользоваться?
Рефлексия «Мясорубка, сундук, корзина»
Д.З. повторить даты и термины по теме «Передняя Азия в древности»
 И для оглашения приговора слово многоуважаемому суду.
Подведение итогов.
Команда, занявшая 1 место, получает  «10» и грамоты от музы истории Клио (зачитывается текст)
Команда, занявшая второе место, получает  «9» и также грамоты от Клио (зачитывается текст)
Команда, занявшая третье место, «8» и грамоты от Клио.
 Награждение победителей.
Всем спасибо за хорошую работу.

                                                                                                            

Г) “Загадка Хроноса” (работа с линией времени).
Переписывались ли владыки царств друг с другом?
Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу III. Подумайте, признают ли ученые письмо подлинным или же заявят, что это чья-то шутка, розыгрыш?
Ответ: Рисунок 2

Д) “Загадка Хроноса” (работа с линией времени).
Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии?
Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Подумайте, мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?
Ответ: Рисунок 3
                  
Хаммурапи умер за 1138 лет до разрушения Ниневии

 “Кроссворд”
 
 По горизонтали:
2. Самая крупная финикийская колония
4. Город в Финикии. 
5. Город в Финикии. 
По вертикали:
1. Город в Финикии. 
2. Что основывали финикийцы на захваченных территориях. 
3. Главный стройматериал в Двуречье. 
4. Знак финикийского алфавита


Ответ (для жюри).   Конкурс «Клинописное письмо».  
Древняя Финикия располагалась на побережье  Средиземного  моря. На востоке от финикийцев находилось Междуречье, на юге Палестина. Крупнейшие финикийские города, такие, как Тир, Библ, Сидон располагались вдоль побережья. Вся жизнь финикийцев была связана с морем. Не случайно главным занятием этого народа стала торговля. Для удобства финикийцы основывали  колонии на побережье Средиземного моря, где они могли успешно реализовать свои планы. Крупнейшим таким поселением был Карфаген в  северной Африке.
       

Copyright © 2010  - 2017    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Лещинская Ж.В.

К началу страницы