Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Учитель высшей категории Лещинская Жанна Владимировна
 Итоговое обобщение по теме «Раннее и Высокое Средневековье
в истории человечества»
Цель и задачи:      Обобщить и систематизировать изученный материал по истории  Раннего и Высокого         Средневековья; подчеркнуть, что в истории человечества эти периоды сыграли огромную роль; продолжить работу по дальнейшему развитию умений анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить устный рассказ; давать учащимся проявлять находчивость; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Оборудование:     раздаточный материал, карта, звездочки для оценки, записанные на доске слова для составления синквейнов, черный ящик, сектора разного цвета, цифры-номера вопросов, наглядности.
Тип урока:               Урок-игра

План урока
1.    Вступительное слово учителя.
2.    Конкурсы-задания.
3.    Рефлексия.
4.    Итог урока, выставление оценок

Ход урока
Сегодня у нас последний  урок по истории Средневековья, его Раннего и Высокого периодов. В истории человечества Средние века сыграли огромную роль. Цивилизации в древности охватывали незначительную часть Земли. В Средние века цивилизованный мир расширился и стал занимать север Европы и Африки, Южную Индию, Индокитай. Среди народов, вступивших на историческую арену в Средние века, были и наши предки славяне. При всем различии народов мира у многих из них складывались похожие общественные отношения. Историки назвали эти отношения феодальными.
Давайте повторим сегодня на уроке наиболее важные вопросы из истории Раннего и Высокого Средневековья, обобщим наши знания, вспомним исторических деятелей и события, в общем, совершим путешествие по странам и континентам Средневековья.
Вы заранее были разделены на команды, выбрали себе название и капитанов. Напомню правила. Перед вами сектора, обозначенные цветом. Вы выбираете, какой  сектор будет играть. Максимальное количество баллов написано над сектором. Каждый может зарабатывать себе звездочки, отвечая на вопрос, если у команды-соперника нет ответа или он неправильный. Набравший 3 звездочки плюсует к заработанным 10 баллов. нарушения дисциплины не допускаются. Команда буде оштрафована: минус 2 балла за нарушение дисциплины. Помните, что игра у нас командная. На обсуждение вопроса дается строго отведенное время. Первый ответ принимается, даже если он не обсуждался. Выступающего назначает капитан.
Итак, у нас четыре команды: «Золотая орда», «Древняя Русь», «Самураи», «Викинги».
Капитаны вытягивают порядковый номер выступления.
Есть у нас также парламент, члены которого достойные и успешные ученики, заслужившие право там заседать. Они будут внимательно вас слушать, обсуждать ваши ответы и выносить свой вердикт – решение по ходу конкурсов, а конце игры они объявят результат: «Лучшая команда», она получит 10 баллов, второе место – 9 баллов, третье место – 8 баллов, четвертое место – 7 баллов; звание «Лучший игрок».
Сектора:
1.    Красный – терминология
2.    Желтый – местоположение
3.    Зеленый – даты и события
4.    Фиолетовый – исторические задачи
5.    Черный – черный ящик
6.    Синий – кто он?
7.    Розовый – циферблат
8.    Белый – Х – О
9.    Коричневый – конкурс капитанов – синквейн

Красный – терминология – по 4 вопроса каждой команде (максимально 4 балла)
Первая  команда:
1.Надел земли, который давался пожизненно за несение военной службы и не передавался по наследству (бенефиций).
2.Племена, не знавшие городской жизни и не владевшие латинским или греческим языком (варвары).
3.Усердие, рвение в распространении ислама, путем войны с неверными (джихад).
4.Хозяйство, при котором все необходимое производилось для собственных нужд (натуральное).
Вторая команда:
1.повинность, отработка крестьянами определенного количества дней на господских землях (барщина).
2.Военный правитель в Японии (сёгун).
3.Сбор дани князем в Древней Руси (полюдье).
4.Человек, который верит во множество богов (язычник).
Третья команда:
1.Титул правителя в ряде стран Средней Азии и Иране (шах).
2.Письменный документ, записка, выполненный на коре березы (берестяная грамота).
3.В католической церкви специальный суд борьбы с еретиками и другими противниками церкви (инквизиция).
4.Небольшой красочный рисунок в книге (миниатюра).
Четвертая команда:
1.Личная власть одного человека (короля. князя, халифа) в государстве, передающаяся обычно по наследству (монархия).
2.Налог в пользу церкви (десятина).
3.Отвоевание захваченных арабами территорий европейцами-христианами (реконкиста).
4.надел земли, который  давался за выполнение военной службы и передавался по наследству (феод).

Желтый – местоположение  - по 2 вопроса каждой команде (максимально 2 балла)
Первая  команда:
1.Вы находитесь в городе, который не был захвачен татарами. Вы на рыночной площади. Слышен шум и крик. Это все мужское население спорит о том, выгонять князя или нет (Новгород).
2.Вы находитесь в стране, которая по легенде образовалась в том месте, куда с посоха одного из богов упали капли воды. Страну эту не смогли завоевать монголо-татары, помог ветер (Япония).
 Вторая команда:
1.Вы в городе. Стоите среди многочисленной толпы. Все внимательно слушают одного человека. Он говорит о какой-то сказочной стране, его часто прерывают крики «Так хочет бог» (Клермон).
2.Вы в стране, к которой чтобы защититься от врагов, было воздвигнуто сооружение, которое видно даже из космоса. Но это сооружение не помогло. Страна эта все-таки была завоевана во второй половине XIII века (Китай).
Третья команда:
1.Вы находитесь в государстве, которое расположено на полуострове. Климат здесь очень жаркий. Население в основном кочевники. А государство возникло практически сразу после возникновения религии, объединившей
все население (Арабский халифат).
2.Вы находитесь на берегу озера. Наблюдаете за битвой между рыцарями и людьми, которых вы понимаете. На озере еще лед, хотя март. Лед начинает трескаться. Рыцари в тяжелых доспехах проваливаются под лед. (Чудское озеро).
Четвертая команда:
1.Вы в городе. стоите на крепостной стене и вместе с другими горожанами уже седьмую неделю отбиваете натиск монголо-татар. Ваш князь еще мал, но вы не уроните его честь. Ведь город этот впоследствии назовут «злым» (Козельск).
2.Вы находитесь в месте, где очень суровый климат. Люди здесь занимаются земледелием, но урожай такой скудный, что суровую зиму не пережить. Нужно воинам опять собираться в путь за добычей. Хорошо, что они умелые воины и хорошие мореплаватели (Скандинавия).
Зеленый – даты и события – по 10 вопросов, максимально 10 баллов.
1.Крещение Руси                                                                                                       а)800г.
2.Провозглашение Карла Великого Императором                                          б)476г.
3.Разделение церкви на католическую и православную                               в)1204г.
4.Падение Западной Римской империи                                                             г)988г.
5.Захват крестоносцами Константинополя                                                        д)1206г.
6.Возникновение парламента в Англии                                                             е)622г.
7.разгром Александром Невским рыцарей на Чудском озере                   ж)1279г.
8.Образование Делийского Султаната                                                               з)1265г.
9.Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину                                             и)1242г.
10.Установление господства монголов над Китаем                                       к)1054г.
1-г, 2-а, 3-к, 4-б, 5-в, 6-з, 7-и,8-д, 9-е, 10-ж
Фиолетовый – исторические задачи – 1 вопрос по 1 баллу
1.У франков существовал обычай: если свободная женщина желала выйти замуж за раба, то перед ней клали меч и веретено и предлагали принародно подтвердить свое согласие. Что должна была сделать женщина? (взять в руки веретено)
2.Мы с вами знаем, что произошло на Руси в 988 г. Прекратили ли киевляне почитать языческих богов после 988г.? Если нет, то как они мирились с двумя разными религиями? (до XIII в.в церквях молились Христу, а в  лесах – языческим богам, в домах висели иконы, но почитали домового)
3.Китайский врач, навещая больного, дает ему выпить лекарство.  Больной капризничает, морщится, говорит: «Какая гадость, лекарство горчит, вяжет, имеет странный запах!» Врач отвечает: «Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно поможет тебе встать на ноги! Целебные свойства этого настоя очень велики. помни мои слова, за этим питьем большое будущее». В настоящее время его любят пить миллионы здоровых людей. И вы его не раз  пили.  (чай)
4.У франков существовал обычай: если человек был не в силах отдать денежную компенсацию за убийство, он должен был просить о помощи ближайшего родственника, бросив в его сторону ………. Что именно? (горсть земли)
Черный – черный ящик – по 3 вопроса -  3 балла макс.
Первая  команда:
1.То чему поклонялись, что могло быть изображено только на специальных досках и чего не было и нет в религии, возникшей на Аравийском полуострове (икона).
2.Здесь лежит то, что в Средние века в Европе ценилось больше всего (земля)
3.Лежит то, что очень любит влагу и расти в сухих местах просто не будет, а ведь является основным продуктом в трех странах    (рис)
Вторая команда:
1. Здесь лежит то, что всегда было при тех, кто воевал за веру, совершал далекие походы тоже во имя веры  (крест)
2. Здесь лежит то, что являлось пищей, предметом торговли и занятием у восточных славян   (мед)
3. Здесь лежит то, что очень ценилось в Европе. Ведь этого в Европе не было. и страна, где даже слоны бывают боевыми , охотно торговала этим   (пряности)
Третья команда:
1. Здесь лежит то, что выращивали в Южной и Центральной Америке и именно оттуда этот  продукт попал к нам  (помидор)
2.При помощи того, что лежит в черном ящике свершилась месть, которую долго вынашивала жена жаждущая отомстить за смерть мужа  (огонь – спички)
3. Здесь лежит то, что мы с удовольствием употребляем утром , в  обед и вечером. Это  бодрит, а пришло это к нам из Китая  (чай)
Четвертая команда:
1.здесь лежит изображение того, что пришло к нам от арабов, хотя придумали это индийцы   (цифры)
2. Здесь лежит то, изготовление чего  долгое время пытались узнать многие, но в этой стране эта тайна была государственной   (шелк)
3. Здесь лежит то, что обычно одевают на животных и это слово в переводе означает зависимость  (хомут)

Синий – кто он? – по 3 вопроса – 3 балла максимум
Первая  команда:
1.Коварный, хитрый….. пошел на грязный «подвиг».  Убив отца руками сына, он сына следом погубил, путем убийства и обмана себя на трон он посадил       (Хлодвиг)
2.Этот человек в Раннем Средневековье  стал основателем новой религии   (Мухаммед)
3.Она была первой женщиной, принявшей христианство, ее руки добивался сам император Константинополя, но получил хитрый отказ    (Ольга)
Вторая команда:
1.Король наш…. Великий император, создал империю, которая к сожалению вскоре после его смерти распалась. Пожелал он также писать и с этой целью всегда держал под подушкой дощечки для письма  (Карл Великий)
2.Он пострадал за свою жадность, хотя и был отомщен своей женой  (Игорь)
3.Он получил свое прозвище за чудовищное нападение, которому подверг побежденных в битве 1014 г. (Василий II Болгаробойца)
Третья команда:
1.Он наказал племенных князей, восставших против него, сварив их в 70-ти медных котлах (Чингизхан)
2.Он был сыном простого крестьянина и волею случая стал правителем огромной державы. Однажды остаться у власти ему помог сове жены Федоры. Он оставил после себя кодекс законов.  (Юстиниан)
3.Он прибил щит на ворота Царьграда и заключил с императором выгодный для себя торговый договор  (Олег)
Четвертая команда:
1.Предками этого человека были норманны, сам он жил на севере Франции, а затем стал королем Англии   (Вильгельм Завоеватель)
2.Он завоевал почти всю Русь, не дошел только до Новгорода на севере, заставил русских князей платить дань   (Батый)
3.В своей речи он сказал: «Земля та течет молоком и медом. Становитесь на путь Святого гроба, освободите ту землю и берите ее себе»   (Урбан II)
Розовый – циферблат – по 2 вопроса – максимум 2 балла
Первая  команда:
1.Сколько километров разделяет Царьград и Константинополь?  ( 0  )
2.Сколько попыток предприняли монголы для завоевания Японии?  (  2  )
Вторая команда:
1.В каком веке Русь приняла христианство?  ( Х  )
2.Сколько раз в день должен совершать намаз христианин?  (  5  )
Третья команда:
1.Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси?  (  3  )
2.Назовите второе по счету сословие в структуре японского общества.  (крестьяне)
Четвертая команда:
1.Какое количество птиц от каждого двора потребовала Ольга в качестве дани с древлян?  (  6  )
2.Именно такое количество религий существовало в средневековом Китае.  (  3  )
Белый  Х – О  -  для всех максимальное 3 балла
Пока команда играет, капитаны составляют синквейн
Слово «история»
всемирная, средневековая (новая, новейшая)
рассказывает, учит, воспитывает (формирует)
наука о прошлом и настоящем
предмет

Х

О

О

Х

Х

О

Х

О

Х


1.Эпоха древнего мира закончилась падением Западной Римской империи? (да)
2.Западна Римская империя пала в 576 г.?   (нет)
3. «Греческий огонь» изобрел князь Святослав? (нет)
4.Государство Арабский Халифат возникло на Аравийском полуострове? (да)
5.Многие европейские короли Раннего средневековья не имели постоянной столицы и переезжали с места на место? (да)
6.Арабы изобрели цифры, которыми мы пользуемся до сих пор?  (нет)
7.До нас дошел памятник искусства эпохи Юстиниана – храм св. Софии? (да)
8.В VIII – X вв. европейцы часто ездили учиться в Индию? (нет)
9.Мы с вами изучили историю государств в Средние века, располагавшихся на таких континентах: Евразия, Африка, Америка? (да)

Дополнительное задание: 1.Соотнести страну и континент (карточка)
                                                     2. «пирамида»
Учитель дает слово парламенту
Подведение итогов.                 Выставление оценок
Метод «острова»
О. Удивления – что в курсе истории Средних веков вызвало удивление?
О. Успехов – какие оценки получал в течении года?
О. Творчества – была ли на уроках возможность проявить творчество?
О. Знания – какие знания приобрел?
О. Незнания – что осталось не изученным, не усвоенным?
О. Восхищения – кто или что вызвало восхищение? кому захотелось подражать?
О. Хроноса – какие хронологические знания приобрел в данном курсе?
О. Хорошего настроения – вызвало ли интерес изучение истории?
О. Грусти –
Бермудский треугольник –




Copyright © 2010  - 2017    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Лещинская Ж.В.

К началу страницы