Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Учитель высшей категории Лещинская Жанна Владимировна

Обобщение «Россия»

Урок-игра
Цели урока: систематизировать знания учащихся, закрепить знания о важнейших фактах  Новой  истории,
Используя систему познавательных заданий по истории способствовать применению учащимися полученных знаний, вырабатывать   определенную точку зрения на изученные события истории, создать условия для применения творческого потенциала, находчивости, смекалки,  прививать  интерес к истории.
Оборудование: Выставка литературы на тему  Западная Европа  и Америка в Новое время, экран конкурса,  звездочки, карточки- задания, «черный ящик», портреты исторических личностей.

Доска:

Портреты исторических личностей  

                         Тема

          Экран соревнования

Название 1  2  3  4   5   6    общий балл

Команды:

  Петр 1

  Иван Грозный

  Екатерина 2

  Михаил Романов

Конкурсы:

1.«Древо познания» (6)

2.Черный ящик (4)

3.Историческое лото (7)

4. «Кто он?» (6)

5.Конкурс капитанов(5)  

6. Алфавит (25)


Ход урока:
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее
и намекнуло о нашем будущем.
В. Г. Белинский

1.Орг. момент
Вступительное слово учителя. Знакомство уч-ся с названиями конкурсов, правилами игры, функциями, которые будут выполнять отдельные ученики:
1.    капитаны
2.    члены  боярской думы
3.    хранитель времени
В этом учебном году мы с вами закончили изучение истории   России в 16-18 веках
 Мы узнали, что это был сложный и противоречивый период, который сопровождался великими  реформами, улучшением жизни людей, расширением их мировоззрения с  одной стороны и кровавыми войнами,  опричниной, смутными временами, восстаниями – с другой стороны.
 Главный принцип общественных отношений в  этот период – господство одних и подчинение других людей.  Этот период в истории России связан с окончанием правления династии Рюриковичей и воцарением на русском троне династии Романовых, переходу от сословно-представительной монархии к абсолютной, от Великого княжества к царству и империи, усилению страны, повышению ее авторитета на международной арене и все это благодаря неординарным историческим личностям: Иван Грозный, Михаил, Алексей Романовы, Петр1, Екатерина2.
1. Первый конкурс  - «Древо познания»( терминология, 6 баллов – макс)
 Каждой команде  нужно выбрать 3 человека для участия в этом конкурсе. Участники по очереди срывают с дерева фрукты, на которых написаны термины, им нужно дать определения. Каждый правильный  ответ – 2 балла. Если  член команды, не знает ответа, его может дать любой из игроков, но оцениваться ответ будет - 1 балл.
Вопросы командам  
 Абсолютизм, дворянство, династия, интервенция, революция, реформа, сословие, «смутное время», Земский собор, Жалованная грамота,  ограничительное свидетельство, опричнина.
 

2.Конкурс «Черный ящик» (4 балла- макс)
Каждая команда получает возможность заработать 4 балла, ответив правильно на  2 вопроса
1.В черном ящике лежит то,  что было введено в России в период правления Ивана Грозного, название свое это получило от того, что на нем изображено (копейка)
2.В черном ящике лежит изображение того, что  из-за чего в России случился династический кризис. А тот, кто это применил, очень  сожалел о своем поступке, но исправить было ничего нельзя (посох)
3.В черном ящике лежит то,  что возили с собой верные слуги царя в кромешные времена, ведь это символизировало преданность  и готовность искать предателей и изменников (голова собаки)
4.То, что  было разрешено одним из русских царей, а с последствиями этого разрешения мы боремся до сих пор даже на государственном уровне    (табак)
5. Неурожайные годы привели его правление к краху, хотя, он и пытался спасти ситуацию приказывая, раздавать народу то, что лежит в черном ящике (хлеб) 
6. В черном ящике лежит то, что приказано было одним из русских царей убрать, а кто не хотел с этим расставаться, должен был расстаться с деньгами (борода)
7.Название тому, что лежит в черном ящике дало прозвище одного из князей Древней Руси. Это являлось символом  княжеской и царской власти (шапка Мономаха)
8.Раньше на Руси этот праздник отмечали 1 сентября. Именно Петр 1 перенес  его на другое время  также как и в Европе. И в черном ящике лежит символ этого всеми любимого праздника (елка)
Члены Боярской думы подводят итог 2-ух конкурсов

3. Конкурс «Историческое лото» команда получает максимально -7 баллов за правильно сделанную работу(1 балл за правильный ответ)
Каждая команда получает карточку, поле которой нужно заполнить соответствующими понятиями, именами, датами, относящимися к определенному времени , которое надо определить только по одному  событию в карточке.

 

Ливонская война

 

 

 

 

 

 

опричнина,1533г., 1584г, 1547г., Иван Грозный, Избранная Рада, Присоединение Казанского Ханства

 

 

Северная война

 

 

 

 

 

1725г, 1703г., Сенат, Петр 1, 1721г., Священный Синод, выход в Балтийское море

 

 

 

 

Конец «Смутного времени»

 

 

 

Иван Сусанин, Филарет, Михаил Романов, 1617г.,  ограничительное свидетельство, 1645г, 1613г.

 

 

 

 

 

 

 

Русско-турецкие войны

Восстание Е.Пугачева, Жалованная грамота, Екатерина 2, 1795г., 1762г., 1772г., завоевание Крыма.

4.Конкурс «Кто он?»
Каждому члену команды раздаются фрагменты  исторических  документов об исторических личностях, которых нужно определить. Оценивается 1 балл – за правильный ответ (всего 6)

Слово членам Боярской думы  для подведения итогов за сыгранные конкурсы.

5.Конкурс капитанов – выступление с защитной или обличающей речью об исторической личности (вытягивают имя заранее) на подготовку время пока команды играют  следующий конкурс «Алфавит»
6. Конкурс «Алфавит» (количество баллов соответствует кол-ву правильных ответов) (макс – 25)
А-  форма гос.устройства, при которой монарх обладает неограниченной властью - абсолютизм
Б-  совещательный орган при царе – боярская дума
В- земельные владения, принадлежащие одному лицу - волость
Г- название территориальной единицы, на которые была поделена Россия - губерния
Д- высшее сословие феодального общества - дворяне
Е- покоритель Сибири - Ермак
Ж- документ, в котором были закреплены привилегии дворянству – Жалованная грамота
З- искусство проектирования и строения зданий, архитектура - зодчество
И- вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого гос-ва - интервенция
К-название территории, присоединенной к России Иваном4 – Казанское ханство
Л- прозвище того, кто появился в России в «Смутные времена» - Лжедмитрий
М-коренные жители городов - мещане
Н-земля, которая обрабатывалась крестьянами и была в  их  пользовании - надел
О- личный удел царя (от древне русского –кроме) - опричнина
П- органы центрального управления в России - приказы
Р- лицо, принятое на вооруженную службу по найму или по повинности - рекрут
С-сборник  законов  Российского государства - Судебник
Т-  насильственные действия, с целью устранения или подавления политических противников - террор
У-объединение, союз - уния
Ф- имя царя, о котором говорили, что он слаб умом - Федор
Х-название города, построенного при Екатерине2, на территории отвоеванной у крымского хана - Херсон
Ч-денежный оброк - чинш
Ш- то, чем венчали на царство в России – шапка Мономаха
Э-исторически возникшая группа людей, объединенная общим языком, культурой,территорией, происхождением - этнос
Я- название реки ( сейчас называется по другому), где началось восстание Емельяна Пугачева - Яик
 Слово капитанам

Конкурс «Загадки Хроноса» на дополнительный балл (вне игры)
1762301179651773590358117851783492
1547215304526515655903581533158492

 Подведение итогов.  Боярская дума об игре и командах. Называют лучшего игрока.
Выставление отметок.
 
Рефлексия «Мое впечатление об уроке».  (Одно  предложение) «минута говорения» о  наиболее запомнившемся событии из истории данного периода
Д.З составить кроссворд по истории  России  16-18вв 


Copyright © 2010  - 2017    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Лещинская Ж.В.

К началу страницы