Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Учитель высшей категории Лещинская Жанна Владимировна

Повторно-обобщающий урок по теме: «Раннее и высокое средневековье»

Тип урока: урок – игра
Задачи урока: проверить и закрепить знания уч-ся по теме,
 пробудить интерес к предмету, формировать творческую активность, воспитывать    эмоциональное восприятие  информации;
воспитывать у учеников интерес к культуре древних цивилизаций, развивать эстетические чувства.
Оборудование: карточки – задания, кроссворды, контурные карты, наглядности
Ход урока:
Организационный момент. Учитель объявляет тему урока и его форму. Объясняются правила игры. На доске размещены  9 секторов, обозначенных разными цветами.
1.    «Терминология» - розовый
2.    «Черный ящик» - черный
3.    «Кто это» - синий
4.    «Местоположение» - зеленый
5.    «Исторические задачки» - фиолетовый
6.    «Карта» - белый
7.    «да или нет?» - желтый
8.    «Даты и события»  - красный
9.    Кроссворд - коричневый
Учитель объясняет, что означают задания каждого сектора и сколько баллов можно получить за их выполнение.
Затем представляет членов парламента ( от франц. парле-говорить). Они будут обнародовать итоги каждого конкурса, оценивать полезность и активность каждого члена команды и в конце  урока назовут тех, кто достоин высоких баллов за свою работу. Команда - победительница получит отметки- 10. Можно зарабатывать индивидуальные баллы за правильные ответы будет даваться красная карточка, уч-ся , набравший 4 карточки получит отметку- 9.
Итак, у нас 4 команды: Крестоносцы, Византийцы, Франки, Викинги.
Команды по порядку выбирают цвет сектора и вытягивают номера вопросов.

Сектор «Терминология» (по 3 вопроса каждой команде, 1 балл за правильный ответ)
1.Надел земли, который давался пожизненно за несение военной службы и не передавался по наследству (бенефиций)
2.Специальный суд в католической церкви для борьбы с еретиками (инквизиция)_
3.Организация общества людей, постоянно проживающих на одной территории, которая х-ся наличием органов власти, законов (гос-во)
4.Хо-во, в  котором все необходимое  производится для себя, а не для продажи (натуральное)
5.Группа людей, обладающая определенными правами, закрепленными законами и передающиеся по наследству (сословия)
6.Налог, отдаваемый на церковные нужды (десятина)
7.Повинность, плата за пользование земельным наделом продуктами своего хоз-ва или деньгами (оброк)
8.Единственно разрешенная религия в гос-ве, исповедуемая монархом (государственная)
9.Отношения поземельной и личной зависимости м-у людьми, основанное на собственности на землю (феодализм)
10.Повинность, отработка кр-ми определенного кол-ва дней на поле господина за право пользования землей (барщина)
11.Живописное изображение И.Х. или святых, которое служит предметом поклонения (икона)
12.Человек, получивший землю и обязанный нести за это военную службу (вассал)

«Черный ящик» (по 2 вопроса команде, 2 балла за правильный ответ)
1.Лежит то, что в средние века ценилось больше всего (земля)
2.То, что не вырубить топором и при помощи этого мы можем изучать историю (письменные источники)
3.То, что не попало в руки королю и за потерю этого он жестоко отомстил (чаша)
4.То, что использовали при обрядах в христианской церкви и этим она отличалась от другой (хлеб)
5.То, чему поклоняются, что могло быть изображено только на специальных досках (икона)
6.То, что всегда было при тех, кто воевал за веру (крест)
7.Изображение того к чему так стремились европейцы и 8 раз делали попытки завоевать . (Иерусалим)
8.Изображение того, что позволяло повелевать одним и подчиняться другим (феодальная лестница)

«Кто он?» (по 2 вопроса  2 балла за правильный ответ)
1.Он был последним из своего рода, и хотя был еще слишком юн его не пощадили, отобрали корону (Ромул Август)
2. «Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы» (Карл Великий)
3.Он 3 дня простоял босой перед закрытыми воротами замка, умолял принять его. Ценой невероятных унижений был прощен (Генрих 4)
4.В своем диктате он написал, что может низлагать императоров, никто не сможет отменить его решения, а он отменяет чьи угодно. (Григорий 7)
5. Он хотел вернуть назад в храм, украденную его воинами реликвию. Но  реликвия была разрублена на куски у него на глазах. Также он поступил с тем кто  осмелился его ослушаться (Хлодвиг)
6.В своей речи он сказал: «Земля та течет молоком и медом. Становитесь на путь Святого гроба, освободите ту землю и покорите ее себе» (Урбан2)
7.Он пришел с севера и прозвище свое он получил за то, что сделал с той землей куда пришел. (Вильгельм1 Завоеватель)
8.Он был графом во Франции, но стал еще и королем в Англии (Генрих Плантагенет)

«Местоположение» (по 1 вопросу , 1 балл за правильный ответ)
1.Вы находитесь в месте, где очень суровый климат, люди занимаются земледелием, но урожай такой скудный, что суровую зиму не пережить. Нужно искать другой источник существования (Скандинавия)
2.Вы находитесь в городе, где варвары делят свою добычу. О, ужас! Один из них осмелился ослушаться короля, наверняка его ждет наказание. (Суасон)
3.Вы в городе, на рыночной площади, где тысячи людей  слушают какого-то человека и часто прерывают его речь криками «Так хочет Бог!» ( Клермон)
4.Вы в городе, который все-таки не выдержал натиска врагов. Он в огне, реки крови на улицах, а победители все убивают  и грабят храмы. (Константинополь)

 


Кроссворды.  По3 балла за выполнение и 1 доп. балл за время.

Контурная карта по 4 крестовому походу: отметить Иерусалим, Константинополь, направление похода.(3 балла плюс 1 балл за время)

«Да или нет?» (по 3 вопроса каждой команде, 1 балл за правильный ответ)
1.Варварами римляне называли чужестранцев не говоривших на латинском языке (да)
2.Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы –христианство (нет)
3. История Византийской империи  больше истории Зап. Римской империи на 8 веков (да)
4.Крупные землевладельцы передавали по наследству феод (да)
5. «Саллическую правду» написал Карл Великий (нет)
6.Норманы – это люди с юга (нет)
7.Карл Великий принадлежал к династии Каролингов (да)
8.Суд церкви против еретиков это индульгенция (нет)
9.Падение ЗРИ  принято считать рубежом, отделяющим  историю древнего мира от истории средних веков. (да)
10.Империя Карла Великого распалась, т.к. ее поделили его сыновья (нет)
11.Отпущение грехов за деньги это индульгенция (да)
12.Сеньором барона был рыцарь (нет)

Даты и события (по 4 вопроса, 1 балл за правильный ответ)
1.Римская империя разделилась на З. и В. в…. (395г)
2.Церковь христианская раскололась на православную и католическую в …. (1054г)
3.Карл Великий стал императором в…. (800г)
4.1 крестовый поход состоялся в…. (1096г)
5.ЗРИ пала в…. (476г)
6.Верденский договор был подписан в ….(843г)
7.Папа Урбан 2 выступил  в Клермоне в …(1095г)
8.Норманы завоевали Англию в ….(1066г)
9.Иерусалим был завоеван крестоносцами в… (1099г)
10.Священная Римская империя была создана в…(962г)
11.Константинополь крестоносцы завоевали в…(1204г)
12.Византийцы отвоевали Константинополь в …(1261г)
13.Великая хартия вольностей была подписана в … (1215г)
14.Арабы наголову были разбиты на Перинейском п-ве в …(1212г)
15. 4 крестовый поход начался в… (1202г)
16. Парламент в Англии был утвержден в …. (1265г)

Исторические задачки (по 2 балла  за правильный ответ)
1.У франков существовал обычай: если свободная женщина желала выйти замуж за раба,  то перед ней  клали меч  и веретено и предлагали всенародно подтвердить согласие. Что для этого она должна была выбрать? ( взять в руки веретено)
2.У франков существовал обычай: если человек был не в силах отдать денежную компенсацию за убийство, он должен был просить о помощи ближайшего родственника, бросив в его сторону….. Что именно? (горсть земли)
3.Как называлось то, что горькое делает сладким (голод)
4.Недавно я видел человека, стоящего, качающегося, гуляющего, который никогда не существовал (отражение в воде)

Дополнительные загадки
- что не утомляет человека? (богатство)
-что такое немой вестник? (письмо)
-я слышал, что мертвые много говорили (колокола)
-я видел, породили живого, и дыхание живого пожрало мертвых (огонь)
Загадки Алкуина, монаха, рук-ля придворной академии Карла Великого.

Дополнительные  задания. «Пирамида».
9 точек – б е н е ф и ц и й (феодализм)
8 точек- В и з а н т и я
7 точек – в а р в а р ы (вандалы)
6 точек – в а с с а л (сеньор,рыцарь)
5 точек – б а р о н ( граф, франк)
4 точки – п а п а
3 точки – Р и м



Подведение итогов. Выставление отметок.


Copyright © 2010  - 2017    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Лещинская Ж.В.

К началу страницы