Средняя  школа  №7

г.  Бреста

   Главная страница

Учитель высшей категории Лещинская Жанна Владимировна

Повторно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»


Цель урока: в нетрадиционной форме систематизировать знания учащихся по теме: «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный запас детей; формировать творческую активность; расширить кругозор, поддержать  интерес к предмету, развивать навык работы в команде, что способствует сплочению коллектива.
Оборудование: Карта по истории Древнего мира «Египет и Передняя Азия в древности», карточки с заданиями, мультимедийный проектор, ноутбук, черный ящик, листы бумаги, цветные карандаши.
Форма урока: игра-соревнование «Тайны Древнего Египта» (выведено на экран)

Ход урока:
1. Организационный момент.
Мы с вами отправляемся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит разгадать тайны Древнего Египта. Разгадывать их вы будете командой, на команды вы  поделились заранее: придумали название и выбрали капитана. У нас есть команда «Фараоны»- капитан – Николаев Артем, «Вельможи»- капитан - Жук Артем и «Писцы»- капитан- Рыбак Максим. Та команда, которая лучше справиться с заданиями,  и будет победителем  и получит отличные оценки «10», команда, занявшая второе место,  получит оценку «9», и за третье место оценку «8».
Сейчас мы с вами ознакомимся с правилами работы в команде (выведены на экран).
1. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
2. Каждый ученик уважает мнение других членов команды.
3. Каждый ученик проявляет терпение к критике.
4. Нельзя мешать отвечающим во время ответа.
5. Отвечающего определяет капитан команды.
6. В игре принимают участие все члены команды.
Я представляю вам жюри(суд Осириса): в роли Осириса сегодня выступит - Липич Дмитрий, в роли богини правды Маат – Ляховченко Анна. Их задача определить лучшую команду и лучшего игрока. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа получает   игрок любой команды, он зарабатывает  баллы , жюри внимательно за этим следит и по итогу  определит  лучшего игрока.
И на экране мы видим названия конкурсов (выведены на экран)

1. Блиц (1 балл за правильный ответ)
2. Тайна старинной карты. (2 балла)
3. Тайна египетских иероглифов (по 1 баллу за правильный ответ)
4. Заморочки  из бочки (2 балла)
5. Тайны  черного ящика (4 балла)
6. Юные детективы (4 балла)
7. «Исторические задачи» (по 2 балла  за правильный ответ )


1 Конкурс блиц . Каждой команде предлагается ответить на 8 вопросов и заработать 8 баллов, по 1 баллу за правильный ответ)
Начинаем с команды «Вельможи»
1.Река, протекающая в Египте? (Нил)
2.Какого цвета была корона у правителей Верхнего Египта? (Белого)
3.Самый воинственный правитель Египта? (Тутмос 3)
4.Так древнегреческий ученый Геродот называл Египет (дар реки Нил)
5.Как называется боевая повозка в Египте? (колесница)
6.Как называется денежный сбор в пользу государства? (налог)
7.Самая большая пирамида в Египте (Хеопса)
8.Почему египтяне говорили «Ухо мальчика на его спине» (Обучение в школе)
Вопросы для команды «Фараоны»
1.Какими морями омывается Египет? (Красное и Средиземное)
2.Какого цвета была корона у правителей Нижнего Египта? (красного)
3.Имя главного бога в царстве мертвых? (Осирис)
4.Гробница египетских фараонов(пирамида)
5.Вырезанная из камня фигура льва с головой человека(сфинкс)
6.Как называли служителей бога (жрецы)
7.Что использовали египтяне для орошения своих полей( шадуфы, дамбы, каналы)
8. Фараон-реформатор (Эхнатон)
Вопросы для команды «Писцы»
1.Куда впадает Нил? (Средиземное море)
2.Кто объединил Египет в одно государство (Мина)
3.Имя фараона, заключившего первый мирный договор (Рамзес 2)
4.Как называется материал для письма в Древнем Египте (папирус)
5.Бог Солнца у египтян? (Амон- Ра)
6.Как в Египте появились лошади? (завоеватели – гиксосы)
7.Как использовали крыши своих домов земледельцы и ремесленники (для ночлега)
8. Имя бога Нила (Хапи)
Суд объявляет вердикт.
Следующий конкурс  «Тайна старинной карты» .Вам необходимо из комплекта карт выбрать карту Древнего Египта и объяснить нам как вы ее опознали. Отметить на ней  особенности этой страны. У каждой команды есть возможность  получить 2 балла.  Карты сдаем  судьям.

Следующий конкурс «Тайна египетских иероглифов»
У нас есть рукопись, но она такая старая, что части текста уже не видно, но мы, обладая знаниями по истории Древнего Египта можем восстановить весь текст. У вас есть на эту работу 3 минуты и возможность заработать  по 1 баллу за правильно восстановленные слова, всего 13 баллов + 1 балл тому, кто первым  справится с заданием. Текст  раздается командам
Государство Египет расположено на северо-востоке  __________________ континента. С _____ на ________ протекает река_________. В долине этой реки плодородные земли. После разливов земля становится _____________ цвета, поэтому египтяне называют свою страну _____________________ или «Даром____________». Египтяне занимались  ремеслом и ___________________.  Они не могли объяснить многие явления природы, поэтому считали, что это ________________ посылают им испытания. Например, бог __________ олицетворял солнце, а богиня____________ небо. Особенно египтяне    верили в  загробную жизнь, поэтому еще при жизни строили «дома вечности»-___________________. Для фараонов это были высокие ___________________________.
Суд пока рассматривает  материалы дела,  мы продолжим  веселой паузой (физкультминутка)
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу Ра наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА  путь
Готовы из знаний  плести сотни сот
Поможет нам в этом  бог мудрости ТОТ.

Слово суду (называет правильный текст и названия команд и количество их правильных ответов – баллов)

Следующий конкурс  «Заморочки из бочки».
Капитан вытягивает номер вопроса, команде дается 1 минута на его обсуждение и один из членов команды дает ответ. 2 балла за правильный ответ.
№1. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
О чем свидетельствуют эти факты? Какой была власть  фараона в Древнем Египте?

№2 Египтяне хорошо знали внутреннее строение человеческого тела и значение сердца в жизни человека. В Египте говорили: «Тайна врача – знание хода сердца».
Подумайте, как египтяне могли узнать внутреннее строение человека? Какой древний обычай этому способствовал?

№3 Во 2 тысячелетии до н.э. рабы трудились в Египте почти во всех отраслях хозяйства: в каменоломнях, рудниках, на строительстве дворцов и гробниц, в хозяйствах фараонов и вельмож.
Какие выводы можно сделать из этих фактов? Каковы были источники рабства в Древнем Египте?

Сейчас наступает время разгадать тайны «Черного ящика». Каждая команда имеет возможность разгадать 2 тайны и получить по 2 балла за правильный ответ.
Начинает команда «Писцы»
1. В черном ящике лежит то, что было богатством Египта,  в честь чего египтяне называли свою страну (черная земля)
2. То, что являлось символом богини правды Маат (перо)

Тайны для команды «Фараонов»
1. В черном ящике лежит то, что напугало египтян во время боя в 17 в. до н.э.(лошадь)
2. То, что в домах простых египтян стояло около очага (посуда)

Тайны для команды «Вельможи»
1. В черном ящике лежит  то, о чем египтяне думали еще при жизни и готовили это очень тщательно, особенно фараоны (гробницы, пирамиды)
 2. То, что являлось символом бога Ра (жук-скоробей)

Вердикт суда (общий счет)

А сейчас вы выступите в роли детективов.  Учеными был найден протокол допроса грабителей. Внимательно прочитайте протокол и письменно  ответьте на вопросы. 4 балла за правильный ответ. Протокол раздается командам

Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного  из фараонов. «Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя…  На шее было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы ее были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.
Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Все золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей»
Вопросы:
1.Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?
2.Когда произошло ограбление – в наши дни или еще во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать свое мнение?
 
Суд совещается, а мы приступаем к последнему конкурсу «Исторические задачи»

Вам предстоит решить 2 исторические задачи. По 2 балла за правильный ответ получит команда первая нашедшая решение. Текст задач выводится на экран
1.    Пирамида Хеопса  была построена в 2600г. до н.э. Сколько лет назад это было? (4016 лет назад)
2.    Единое государство в Древнем Египте образовалось в 3000 г. до н.э. Восстание бедняков  и рабов произошло в 1750 г. до н.э.
Какое событие произошло раньше и на сколько? (раньше было образование государства Египет, раньше на 1250 лет)

И так, мы закончили нашу игру, разгадали все тайны Древнего Египта. Скажите,  вам понравилась наша игра?
Оцените деятельность своей команды.

Рефлексия. Ребята, есть ли какие-то сведения, знания, которые нам не понадобятся и мы можем выбросить их в корзину.
Есть ли сведения, факты, которые нам нужно еще переработать, осмыслить?
Есть ли сведения, которые нам будут нужны всегда и можем положить их в сундук, для того, чтобы пользоваться ими?

И суд выносит  решение за конкурс  «Юные детективы» озвучивает  правильные ответы.
И окончательный приговор.

Облако слов  и синквейн о Древнем  Египте.

Выставление оценок. Награждение команды победительницы дипломом. И лучшего игрока.
Урок закончен. Всем спасибо за работу.

Конкурс «Тайны египетских иероглифов»
Государство  Египет расположено на северо-востоке  Африканского континента. С  юга на  север  протекает река Нил. В долине этой реки плодородные земли. После разливов земля становится  черного цвета, поэтому египтяне называют свою страну Черная земля  или  Даром Нила. Египтяне занимались  ремеслом и земледелием.  Они не могли объяснить многие явления природы, поэтому считали, что это боги посылают им испытания. Например, бог  Ра олицетворял солнце, а богиня Нут небо. Особенно египтяне    верили в  загробную жизнь, поэтому еще при жизни строили «дома вечности»- гробницы. Для фараонов это были высокие пирамиды.
Слова: Африканского, юга, север, Нил, черного, Черная земля, Даром Нила, земледелием, боги, Ра, Нут, гробницы, пирамиды.

Конкурс «Юные  детективы»
Ответ: 1.Грабителей было 8 человек, ведь всю добычу они поделили на 8 равных частей.
2.Ограбление осуществлено еще в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса как «божественная мумия», «золото, найденное на мумиях этих двух богов». Современные грабители сказали бы просто «мумия фараона», «золото, найденное на мумиях фараона и его жены»

Конкурс «Исторические задачи»
3.    Ответ: 1) 4016 лет назад       2) раньше было образование государства Египет, раньше на 1250 лет





Copyright © 2010  - 2017    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Лещинская Ж.В.

К началу страницы