Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.)

   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СОШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

23 марта 2014 года избрана депутатом Брестского городского Совета депутатов ХХVII созыва.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живет в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

На этих страницах мы публикуем работы Светланы Алексеевны, которые она разрешила разместить на сайте школы. 

 

Цикл работ о человеке и смысле жизни:

 

 

Со всеми работами Светланы Алексеевны можно ознакомиться на ее сайте: Россыпи - рассуждения и мысли

 

О воспитании

 
Ф.Э. ДзержинскийЛуиза Л. Хей

Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей.

Ф.Э. Дзержинский

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя. Любить себя - значит праздновать сам факт существования своей личности и быть благодарным Богу за подарок жизни. Люди, которые не испытывают к себе любви, как правило не умеют прощать.

Луиза Л. Хей

 

 

О воспитании

 
Для меня, как женщины, учителя и директора со стажем 15 лет, привлекательны рассуждения о воспитании, как таковом, и роли семьи в нем, в частности. Слово «воспитание» воспринимаю, как целенаправленный процесс воздействия на развитие ребенка, способствующий становлению его как личности.

Оглянитесь вокруг! Вы видите много личностей, ярких, ответственных, цельных, ищущих? Да, они есть, и их много, но значительно меньше, чем тех, о которых говорят: «У него не сложилось. У него слабый характер, ему нужна помощь», или «Он опасен, его надо оградить от общества».

Наличие противоположностей, разных по характеру людей говорит о разности и многомерности мира. Следовательно, не должно быть единой незыблемой системы, единого воспитания. Воспитание должно быть разным, гибким, со многими подходами к разным. Объединяющим в воспитании должна быть идея, цель, т.е. то, во имя чего и к чему мы хотим придти.

Наши пороки, наши заблуждения – лучшие учителя, если мы это осознали и наполняем себя действиями по их пониманию, а затем и преодолению. Чаще всего хотим видеть в ребенке продолжение самого себя. А если мы не усмотрели в себе отдельные пороки, некоторые недостатки? Большая вероятность того, что будем передавать своему ученику, своему ребенку те недостатки, от которых не смогли избавиться.

От рождения до определенного возраста идет формирование личности ребенка практически без его участия. В силу того, что дитя малое и слабое, взрослые определяют его будущее, делают его таким, каким хотят видеть. Поэтому так важно, чтобы родители чрезмерно не увлекались созданием комфортных условий жизни, а вовремя рассмотрели то особенное, что передали ребенку на генном уровне и помогли его развитию.

Появление в семье ребенка предполагает моральную подготовку родителей. Супруги должны понимать серьезность отношений и поведения, связанного с появлением малыша. Они ответственны уже не только друг перед другом, но и приобретают ответственность перед обществом в целом, так как создали очередного его представителя.

 

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

Ян Амос Коменский: "Неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школу, точно телят на бойню или скотину в стадо; пусть потом школьный учитель мучается с ними, терзает их, как хочет. Но ещё более безумны те, кто сделали из учителя пугало, а из школы застенок и всё-таки ведут туда детей".
 
Осознание ответственности должно стать стимулом для духовного самосовершенствования, интеллектуального и культурного развития. Рождение ребенка вносит коррективы в тип и манеры поведения родителей, происходит переосмысление приоритетов. Однако следует помнить, что не должно быть резкого, кардинального изменения отношений в паре «муж – жена» и нацеленности только на ребенка. Ребенок не должен становиться самоцелью. Целью должна оставаться радость жизни, а он ее приумножит. В семьях, где в результате переосмысления происходит стопроцентное смещение интересов и акцентов на дитя, останавливается или замедляется развитие родителей. Супруги, в результате такого переосмысления, могут потерять интерес друг к другу, как мужчина и женщина. Женщина чаще мужчины подвержена таким изменениям. Став прекрасной мамой, она может потерять способность быть прекрасной женщиной. После родов некоторые женщины меньше уделяют внимания своему внешнему виду, не тренируют душу. Они вгоняют в себя страх за ребенка. Все мысли только о нем. Как я ранее отмечала, это посылы для формирования внутренней лени – разрушительницы личностного в человеке. Окружив ребенка тотальным вниманием, переполнив себя заботой, женщины много трудятся физически. Устают и недоумевают: «Какие книги? Какой театр? У меня ребенок!».

Но ведь еще есть и ты сама, и муж!

Через определенное время женщина улавливает, ощущает изменение в себе: потерю интереса ко всему, что не связано с ребенком, и к себе как к женщине. Осознав такие перемены и спохватившись, что не все потеряно, женщина трудится над собою. Шансов быть счастливой, ощущать радость жизни в семье совместно становится больше. Нельзя, чтобы ребенок вытеснил из «поля интересов» женщины мужа. Только мужчина делает женщину женщиной. Ребенок – мамой. Сослуживцы по работе – коллегой. Родители – дочерью, друзья – подругой и т.д. Следовательно, для женщины мужчина должен быть значимее всех других. Не стоит страшиться того, что сохраняя себя женщиной, ты становишься плохой матерью. Нет! Душа многомерна и если ты о ней заботишься, тебя хватит на всех. Следует помнить, что твое поведение, твое отношение к окружающим более яркий и действенный пример и образец для подражания, чем твои речи и увещевания. Все взаимосвязано. Во всепоглощающей заботе, происходит подмена другого собою, лишение инициативы, таким образом, формируется неуверенность в себе у ребенка.

Женщина, потеряв себя как женщину, не может стать образцом женственности для дочери. Для сына она не может продемонстрировать пример отношений «мужчина – женщина». Со взрослением детей, женщина внутренне становится все более ленивой. Возможно, внешний вид ее не устроит, и она займется фитнесом, сядет на диету и т.д. Человек – триединое существо (тело, душа, дух). Все комплексно надо тренировать. В том, что так мало интересных женщин, виноваты, в том числе, и мужчины. Они позволили женщине потерять шарм, женственность. Объяснений может быть несколько:
- мужчину устраивает такое положение дел в семье, наполненной женской заботой, так как от него не требуются особых усилий, действия. Он также впустил в себя внутреннюю лень;
- любовь – чувство взаимное. В какое-то время, он не ощутил любви женщины к себе, и это чувство в нем стало угасать. Происходит охлаждение отношений на чувственном уровне. В нем больше рационального, следовательно, и отношения изменяет и выстраивает уже по-другому. Он – добытчик, защитник;
- во время беременности и родов значительно несовпадение влечений. Не получая сексуального удовлетворения, мужчина обращает внимание на других женщин. Изложенное не является обязательным проявлением для всех семей, я усугубила умышленно, чтобы придать остроты проблеме;
- интерес. В результате смещения акцентов и перемещения внимания только на ребенка, происходит эмоциональное выгорание супругов как «мужчины – женщины». Интересно все, что связано с ребенком – все другое второстепенно. Угасание интереса невольно приводит к ослаблению значимости друг перед другом. Если ранее для женщины источником вдохновения был муж, то сейчас – ребенок. Следовательно, ее поведение будет поведением матери и, в меньшей мере, – поведением женщины.

Очевиден вывод: для сохранения семьи и полноценного развития каждого ее члена важно, чтобы женщина всегда оставалась женщиной, а мужчина – мужчиной. Отношения должны быть отношениями равных и разных людей. Целью, смыслом жизни каждого должна быть радость. Казалось бы, я отвлекаюсь от темы воспитания. Ан нет. Атмосфера в семье, ориентиры, жизненные установки зависят от умения мужа и жены сохранять и развивать отношения «мужчина – женщина». Только здоровая семья, в которой царит любовь и понимание, способна воспитать полноценного представителя общества.

Предположим, что отношения «мужчина – женщина» гармонично выстроены. Каким должно быть отношение родителей к ребенку? Какие качества характера, личностные характеристики должны формироваться в семье? На что следует обращать внимание, чему учить?

Считаю, важнейшими сформированными в семье должны стать следующие умения:
- умение ценить себя и другого;
- умение слушать, для того, чтобы услышать и понять, чего хотят от тебя;
- умение трудиться: умственно и физически;
- уважительное отношение к окружающим и способность к дружбе;
- умение прощать и не таить обиду;
- радоваться всем и всему, что тебя окружает;
- умение жить среди разных на равных.

Перечень умений можно и продолжить. Вышеуказанные, по моему мнению, являются базовыми, на их фундаменте развиться должны и другие положительные черты и умения человека.
Подробнее остановлюсь на их характеристике. Начало формирования умений, закладывается в семье, продолжается в школе, социуме и затем вершится самим человеком.
 

Умение ценить себя и другого

Каким смыслом наполняю это умение? Ты человек, а человек благороден. В нем должно быть достоинство, должна быть гордость и ответственность. У всех разные родители. Разные семьи, разные условия проживания и дети, соответственно, разные. Родители для ребенка должны стать авторитетом, образцом ценностного отношения друг к другу. Говоря сыну: «Посмотри, какой папа молодец, смастерил то-то! Присоединяйся, и ты будешь молодцом, нашим помощником», - подчеркиваем возможности и значимость отца для сына. Надо увлечь не словом, а делом. Ошибочно, когда родители из-за слепой родительской любви, формируют не ценностное отношение, а отношение превосходства «ты лучший». Ценность человека в том, что он значит для других и, в первую очередь, для близких. Если постоянно указывать на недостатки, обзывая ничтожеством кого-либо в семье, ценностного отношения не получится.

Многие проблемы с личностной оценкой возникают, когда ребенок идет в школу. Для родителей их ребенок лучше других. Многие активно вмешиваются в школьную жизнь, лишая ребенка самостоятельности. Некоторые родители ставят слишком высокие и невыполнимые задачи перед своим чадом, желая, чтобы он был лучше других. Тем самым также вредят своему ребенку. Родителям, отправляющим малыша в школу, следует помнить о некоторых правилах, рекомендованных профессиональными психологами:
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за конкретные успехи и достижения. Признайте за ним право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Следует только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Ребенок должен понимать, в чем его значимость, чего от него хотят родители, какие качества характера одобряются и развиваются, а чего не следовало бы делать. Он должен знать, что такое плохой поступок. Надо учить быть сыном, дочерью своих родителей. Ребенок должен чувствовать, что является радостью. «Ты наша радость, мы тебя любим и хотим, чтобы ты был достойным человеком». Знать он должен и о том, что его поведение может принести огорчение, доставить боль самим близким. Ощущая любовь родителей, ребенок будет способен к ее проявлению во взрослой жизни.

Наряду с формированием ценностной значимости, формируется и уверенность в собственных силах и способностях. Для того, чтобы формировалась уверенность, следует меньше указывать на недостатки, больше хвалить, причем без лести, честно, по делу. Говорить с ребенком надо о тех положительных качествах, добродетелях, которые в нем есть. Показывайте необходимость их развития и давайте понять, что люди ценят в первую очередь гуманное отношение. Человек безграничен в проявлении чувств, так же, как и добро не знает границ. Существует много способов выразить свою любовь

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.


55 способов сказать ребенку: «Я тебя люблю»

1. Молодец!
2. Хорошо!
3. Удивительно!
4. Гораздо лучше, чем я ожидал.
5. Лучше, чем все, кого я знаю.
6. Великолепно!
7. Прекрасно!
8. Грандиозно!
9. Незабываемо!
10. Именно этого мы давно ждали.
11. Это трогает меня до глубины души.
12. Сказано здорово - просто и ясно.
13. Остроумно.
14. Экстра-класс.
15. Талантливо.
16. Ты - одаренный.
17. Ты сегодня много сделал.
18. Отлично!
19. Уже лучше.
20. Еще лучше, чем я мог подумать.
21. Потрясающе.
22. Замечательно.
23. Поразительно.
24. Неподражаемо.
25. Несравненно.
26. Красота!
27. Как в сказке.
28. Очень ясно.
29. Ярко, образно.
30. Очень эффектно.
31. Прекрасное начало.
32. Ты - просто чудо.
33. Ты на верном пути.
34. Здорово!
35. Ты в этом разобрался.
36. Ты ловко это делаешь.
37. Это как раз то, что нужно.
38. Ух!!!
39. Поздравляю.
40. Я тобой горжусь.
41. Я просто счастлив.
42. Мне очень важна твоя помощь.
43. Работать с тобой - просто радость.
44. Ты мне необходим.
45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
47. С каждым днем у тебя получается все лучше.
48. Для меня нет никого красивее тебя.
49. Научи меня делать так же.
50. Тут мне без тебя не обойтись.
51. Я знал, что тебе это по силам.
52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
53. Никто мне не может заменить тебя.
54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
55. Я сам не смог бы сделать лучше.
 

Умение слушать

Слушать для того, чтобы услышать и понять то, что от тебя требуют. Казалось бы просто: внимательно слушать. Под умением слушать подразумеваю не только получение некоторой информации посредством речи, но и умение слушать сердцем, душою. Важно с пеленок разговаривать с ребенком, играя голосом, интонацией показывать одобрение и возмущение, несогласие. Акцентируйте внимание жестами, ловите взгляд. Глаза дают правдивой информации больше, чем другие органы. Кроме этого, взгляд выражает отношение, мы улавливаем обратную связь. Малыш, не умея разговаривать, общается посредством мимики и глаз. Такую способность следует развивать. Наши слова должны подкрепляться определенными жестами, действиями. Маленький ребенок, ударяя кого-то по лицу ладошкой, не думает о том, что это плохой поступок. А взрослые при этом с улыбкой на лице умиляются: «Ой, какой ты сильный». У ребенка реакция положительная, он почувствовал одобрение действиям. А ведь со временем удары будут сильнее и не только ладошкой. С первых движений надо формировать понятия «нет, это плохо» и «хорошо». Неодобрение и порицание мелких действий предупреждает формирование негативного поведения в целом.

Читая сказки перед сном, не засыпайте, прежде чем не убедитесь, что мораль понята ребенком правильно. Формирование умения слушать происходит и через предоставление возможности ребенку высказаться, выразить чувства.

Проявляйте неподдельный интерес к тому, что говорит малыш. «Я тебя внимательно выслушал, и хочу у тебя спросить… Ответь мне, пожалуйста» или «Спасибо, было интересно тебя слушать, а теперь выслушай меня, пожалуйста». Не бойтесь повторить главную мысль несколько раз, важно, чтобы она стала понятна ребенку. Подкрепляйте свои мысли, слова примерами, помня о том, что самый действенный пример – это ВЫ.

Чем старше ребенок, тем сложнее находить общий язык. Родительская лень и недостаточное внимание в раннем детстве могут обернуться проблемой взаимоотношений, когда дети подросли. Ребенок может стать замкнутым, вести двойную жизнь: в семье один, с друзьями - другой. Для того, чтобы такого не произошло, не обделяйте ребенка вниманием, находите время и интересуйтесь его делами, слушайте его и слушайте свое сердце.

Умение трудиться

 
Малыша следует учить бережному отношению к игрушкам, предметам, которые его окружают. Необходимо объяснять какими усилиями они добываются. У детей познание мира происходит через ощущения и «проникновение» вглубь предметов и вещей, часто через их поломку. Это естественный процесс, его не следует бояться, им надо управлять. Научить ребенка трудиться и ценить результаты чужого труда – непростая задача. Через игру приобщайте к труду: вылепить из пластилина фигурку, нарисовать что-либо, сконструировать и т.д. Когда предмет готов, показать, что вам он нравится. Ребенок должен почувствовать, что то, что он сделал дорого родителям. Объясняя значимость и привлекая ребенка к совместной деятельности, тем самым формируем ценностное отношение к труду. Убрать за собою игрушки, навести в комнате порядок - первые несложные обязанности.

Ученик 6 "А" класса Илья Солонович создает очередную картину

 
У ребенка, таким образом, формируется ответственность и дисциплинированность. Поручая дело, не забудьте поинтересоваться, как оно выполнено, а затем и поощрите ребенка. Даже если у него не все получилось, спросите почему, предложите свою помощь. Совместная деятельность не только легче, но и способствует формированию доверия, коллективизма, учит уважительному отношению. «Ты мне так здорово помог! Спасибо, вдвоем мы быстрее управились. У тебя такая красивая комната, как сказочное царство, а все ты, молодец, интересно расставил и т.п.» - далеко неполный перечень похвалы, которую должен слышать ребенок из уст родителей.

В каждом доме непременно должны быть книги. Причем, не как дань моде или предмет интерьера, а как друзья. Ребенок должен видеть читающих родителей. Детей следует мотивировать к чтению. Заинтересовать сюжетом, обменяться впечатлениями и показать, как много нового и увлекательного можно почерпнуть из книг. Для более раннего возраста предпочтение следует отдавать книгам красочно иллюстрированным, ярко оформленным. Со временем от сказок и раскрасок следует переходить к более сложному чтению. Наличие в доме энциклопедической литературы предполагает, что родители умеют ею пользоваться и могут этому научить сына или дочь. Жизнь ребенка, как и взрослого, должна наполняться ценностными действиями, он должен быть в действиях рационален и разумен. Усидчивость и усердие взаимосвязаны. Следует добиваться от ребенка выполнения начатого дела до конца. Развивают логику, тренируют память и усидчивость, разные игры – мозаики, конструкторы, заучивание наизусть.

О том, как важно ценить время, пытаться жить в распорядке, мало кто задумывается, хотя это утверждение не должно вызывать сомнений. Приучая ребенка к дисциплине и труду сначала через игру, а затем через отдельные поручения и установление круга обязанностей, мы формируем деловитость и то самое умение, позволяющее ценить и время и людей.

Уважительное отношение и способность к дружбе

Маленький человек должен испытывать к себе строгую родительскую любовь. Да, именно строгую, не все дозволяющую. Ссылаясь на то, что дитя малое мало чего понимает, мы не замечаем многие мелкие пакости и шалости. А ребенок все как раз таки и понимает. Он испытывает родителей, устанавливает границы дозволенного. В ребенке, таким образом, мы своей позицией закладываем умение уважать. Не уважающий себя не может быть примером для уважения. Общаться с ребенком следует на равных, ценя в нем человека, при этом показывая, что ты старше и мудрее. Ребенок – наше отражение. Никто не желает себе зла, но каждый хочет быть лучше.

Наши дети должны быть лучше и успешнее нас. Для этого мы должны много трудиться, и над собою в первую очередь. «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется ответить и обратиться к родителям словами классика: «Сейте разумное, доброе, вечное».

В основе дружбы – доверие. Дружить – значит быть убежденным в том, что ты не просто интересен и желательный компаньон для времяпровождения, но ты получил особую расположенность, ты ценен и необходим. Детская дружба отличается от взрослой. Можно выделить следующие отличия, являющиеся признаками детской дружбы:
-непостоянство;
- быстрая заменимость, установление новых отношений;
- более широкий круг;
- отсутствие обязательств.

Казалось бы, отличия эти не характерны дружбе. Тем не менее, в понимании детей друзья - это те, с кем они проводят много времени вместе. И все же отсутствие меркантилизма, бескорыстие, искренность, мобильность в детской дружбе ярче выражены. И, пожалуй, наиболее существенное отличие - большая привязанность, открытость и наивность.

Вот уж чему стоило бы поучиться взрослым у детей, так это искренности и наивности. Наивность, основанная на доверии и вере. Помните: «Как молоды мы были, как искренне любили (дружили), как верили в себя».
Научить дорожить доверием, не доверяя, нельзя.

«Мы с тобою друзья, а друзья доверяют друг другу. Я верю, что ты в состоянии справиться с тем-то, тем-то». Детские секреты взрослые должны уметь хранить. Наличие общей тайны не только делает союзниками, но и формирует доверительность и уважение. Если ребенок доверил взрослому тайну, следует забыть об упреках. Взрослый мудрее, жизненный опыт подскажет, как поступить в трудной ситуации. Когда в семье отношения основаны на уважении и доверии, способность к дружбе со сверстниками будет ярче. Родителям надо знать имена друзей детей, их интересы и занятия. Радоваться удачам не только своего дитя, но и успехам его друзей. Искренности, сорадости, уважению и пониманию – вот чему надо учить детей в семье, сохраняя эти качества в себе.

Умение прощать, не таить обиду важно, как и умение постоять за себя, не дать в обиду. Эти умения присущи уверенному в себе человеку. Формирование уверенности в себе начинается с пеленок. Важно, соблюсти меру, чтобы уверенное отношение не стало проявлением эгоизма и цинизма. У Конфуция нахожу: «На добро отвечай добром, а на зло – по справедливости». Есть некоторое расхождение с библейским постулатом: «Ударили по левой – подставь правую». Склонна считать, что великий китайский мудрец узрел причину многих негативных отношений – наше неумение быть справедливым.

Признать заслугу другого, порадоваться его успехам, не бояться признания ошибок и неправоты – все это свойственно сильному духом человеку. Для начала следует научить отличать доброе от злого. Научить реагированию и действиям, когда злое проявление вредит доброму начинанию. «В состоянии ли я противостоять злу, и каким образом должен выразить неодобрение?» - позиция неравнодушного человека.

Справедливое отношение – это способность человека останавливать зло, не давать ему возможности разрастаться, и в то же время признание своей неспособности быть добрее, чем ты есть. Справедливое отношение – это не только реальная оценка происходящему, но и наша реакция на действительность, ограниченная рамками морали и нравственности. Следует прислушиваться к мнению других людей и учить этому детей. Увидеть в человеке хорошее – значит простить ему некоторые недостатки. Честное признание того, что ты чего-то не понимаешь, что тебя что-то не устраивает, а возможно и обижает, избавит от необходимости придумывать лишние объяснения, которые могут быть элементарной ложью. Честный разговор не только выявляет причины недомолвок, но и позволяет избежать обид.

Простить – значит дать шанс. У каждого он должен быть. Главное, чтобы происходило осмысление поступка и не становилось нормой поведения желание обижать. Обидеть, затем попросить прощения – лучше все же чем полная уверенность в своей правоте и отказ от извинений. Это даже великодушие в некоторой степени, но в большей степени все же позиция превосходства. Когда такое поведение устойчиво и часто повторяется – беда. Для ее избегания следует учить не причинять боли, быть уважительным и ценить всех и каждого. Эмоции, положительные и отрицательные, должны иметь выход. Бурное проявление – подтверждение разности темперамента. Совладать с собою - значит укротить эмоции. Если они не направлены на разрушение и оскорбление, их проявление не вызовет большого возмущения. Когда же за выплеском последует зло, возможны обиды, разочарования. Чтобы предотвратить зло, надо учить управлять и эмоциями, в том числе. По эмоциям мы узнаем, что больше всего взволновало человека, к чему он неравнодушен. Не надо их подавлять, ими надо управлять. Быть тактичным и корректным – значит владеть собою. Родители, пресекая детские истерики, не позволяя капризам брать верх над взрослыми, не дают таким образом сформироваться вседозволенности, учат мере и необходимости.
Можно услышать такие характеристики людей: открытый человек или же сам себе на уме, со скрытыми замыслами. Тем самым, мы признаем, что не с каждым человеком нам приятно общение. Мы не хотим подвохов, не ждем предательства, отвергаем хамство - мы открыты и честны. Стать открытым и честным в одночасье невозможно. Таким надо быть с детства. Ложь во спасение, не должна стать правилом, она всего лишь единичное исключение.

Тема прощения сложна. В разные возрастные периоды по-разному понимается и принимается. Задача родителей заложить основы – сформировать способность к прощению. Конформизм, уступчивость, умение жить среди разных людей разовьются в школьном возрасте, если пониманию и прощению семьей будет уделяться должное внимание всегда и постоянно.

Радоваться всем и всему, что тебя окружает

Ницше утверждал: «Сорадость, а не сострадание порождает дружбу»
Глубинность высказывания в очевидной простоте – великодушии, человечности. Осознав себя радостью, подарить радость другим - принцип счастливой жизни. Говоря об открытости человека, я подразумеваю первоочередно его способность дарить радость, его умение восхищаться простым, довольствоваться малым и стремиться к гармонии во всем.

Ценить время, людей, которые тебя окружают, бережно относиться к природе - значит любить жизнь. Таким образом, ценностное отношение – основа радости и проявление человечности. В суете и потоке информации человек порою размывается как индивидуальность, он становится частью целого. Родители обязаны поддерживать индивидуальность ребенка, развивать его талант, дарования. Умение выделиться из общей массы не внешностью, а тем, что ты личность. Способность к анализу поступков, рассуждениям о вечном и прекрасном обогащают внутренний мир. Надо путешествовать, познавать ту местность, в которой живешь, формировать гордость за свою землю, уважать историю и традиции народа, замечать лучшее и красивое. Ссылка на занятость и недостаток времени неуместна, так как все в руках человека, дело приоритетов - сиюминутная выгода или надежное вложение в будущее. А будущее - это наши дети, и в их руках наша благополучная старость.

Умение жить среди разных на равных – является составляющей всех предыдущих умений. Научив уважению и дружбе, мы прививаем и способность ценить друзей. Как уже отмечалось выше, все люди разные. Каждому родителю его чадо лучше и дороже. Это так, это аксиома. Для того, чтобы на одной территории мирно ужились разные люди, надо быть и терпимым и уважительным и способным к прощению и радости. Право каждого на жизнь – первоочередно и неоспоримо. Жить должны все. А вот как они будут жить – дело и выбор каждого. Задача взрослых разъяснять, что все люди равны и имеют одинаковые права. Пользоваться правами без обязательств нельзя. Формируя представление о приоритете человеческой жизни и праве каждого на счастье, родители сознательно воспитывают дисциплинированность и ответственность. Чем шире кругозор, глубже внутренний мир родителей, тем больше они могут передать своему ребенку. Читайте сами и привлекайте детей, ходите вместе в театр, в гости, радуйтесь гостям не только в их присутствии, но и после того как они уходят. Сопереживание, сочувствие и сорадость – качества, помогающие жить в ладу и мире с разными людьми.

Разумеется, это далеко не исчерпывающий перечень тех умений и навыков, которые должны быть заложены в семье. Каждая семья самостоятельно определяет уклад жизни, выстраивает внутрисемейные отношения. Когда в основе семейной жизни нет осмысления предназначения семьи, недостаточно осознание ответственности, мало внимания уделяется воспитанию человека - тогда и появляется семейное неблагополучие, растут «ничейные» дети. А ведь каждый хочет почувствовать, что он кому-то нужен, дорог и кем-то любим.

Не надо растить потребителей. Надо воспитывать человека.

 

Дети с барашком. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)Дети Грэхем.Уильям Хогарт (1697-1764)

Дети с барашком. Владимир Боровиковский  (1757-1825)

Дети Грэхем. Уильям Хогарт (1697-1764)

Ноябрь 2010 г.

Другие страницы Светланы Алексеевны:

 

Тесты

 

Copyright © 2010  - 2016    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы