Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.)

   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СОШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

23 марта 2014 года избрана депутатом Брестского городского Совета депутатов ХХVII созыва.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живет в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

На этих страницах мы публикуем работы Светланы Алексеевны, которые она разрешила разместить на сайте школы. 

 

Цикл работ о человеке и смысле жизни:

 

 

Со всеми работами Светланы Алексеевны можно ознакомиться на ее сайте: Россыпи - рассуждения и мысли

 

О жалости и механизме формирования внутренней лени

 

Марк АврелийСамый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

Марк Аврелий

 

Нравственное качество ЖАЛОСТЬ. Что оно означает?

Жалость – это способность, готовность к состраданию, проявлению милосердия и заботы. Казалось бы - отличное, необходимое нормальному человеку качество. Но, мне кажется, что за жалостью чаще стоит неумение или нежелание любить. Жалеть надо больных, убогих, и то, если только они это позволяют.

Человеку, полному здравия и сил, должно быть обидно, когда его жалеют, особенно, если это делают близкие. Жалеть – значит признавать некую неполноценность, а может быть и ущербность того, на кого жалость направлена.

Лично я не хочу жалости. Поэтому подробнее объясню свое отношение к ней.

«Человек жалеющий» благороден, ибо он проявляет заботу о ближнем. Но этот ближний, нуждаясь в заботе, быть может, не нуждается в жалости. Жалеть - значит признавать, что тот, кто жалеет, имеет более сильный характер, а главное - он великодушен. Он снизошел до человечка, которого нужно жалеть.

А нужно ли жалеть?

Я - за отношения равных, за принятие человека таким, какой он есть, за взаимоуважение. Выказывать любезное сочувствие, даже предпринять какие-то действенные шаги, опекать, давать подачку и т.д.? Разве это надо человеку?

Становится понятнее смысл изречения Ф. Ницше: «Я не подаю милостыни. Для этого я недостаточно беден». Как же здорово сказано!

Раздающий (жалеющий) человек – это человек, имеющий бедный внутренний мир, не знающий и не переживающий бурю эмоций, страстей, не познающий мир и самого себя.
Человек, несущий любовь и свет, разве станет раздавать милостыню в виде утешения и платка, чтобы сопли утереть? Он будет дарить себя, он будет излучать свет и любовь для прозрения и исцеления окружающих. Духовно богатый человек! Да ему стыдно, негоже убаюкивать, опускаться вниз, чтобы стать таким же жалким. Нет! Он найдет силу, он сам будет силой, которая поднимет с колен, захватит жалкого, и этот жалкий ощутит в себе силу, приток энергии. Он уже не нуждается в жалости! Присмотритесь, как инвалиды болезненно реагируют на жалостливое к ним отношение. Они хотят отношений на равных. Так почему здоровую, умную, красивую женщину нужно жалеть? Неудачи на работе, нет удовлетворения амбиций – тем более не следует жалеть. Жалеть – значит признавать неспособность человека к чему-то. Нет, я за уважение и любовь.

Но значительно хуже, опаснее жалость к себе, ибо она несет разрушение. Разрушение самого себя. Она щадит и в тоже время не позволяет раскрываться, реализовываться. Не набивши шишек, нельзя ощутить всю радость жизни. И вот здесь жалость может сыграть с человеком злую шутку. Жалея себя, тем самым оберегая себя, мы невольно впускаем страх и нерешительность в себя. Страх – ужасное чувство, парализующее нашу волю, нашу способность адекватно оценивать реалии, нашу способность к действию. Пожалев себя единожды, не сделав чего-то, ты захочешь повторения бездействия. Человек становится нерешителен, а значит и менее деятелен. Так формируется внутренняя лень: наше нежелание, а затем и неспособность к активной деятельности. Как избавиться? Разобрав цепочку её возникновения: от жалости к себе к страху, нерешительности и бездействию, поняв механизм формирования, следует действовать в обратной последовательности. Действие, решительность, осмысление необходимости развития и любви к самому себе. Любить себя - значит быть верным себе, не терять себя, не растрачиваться в суете. В любом деле особо труден первый шаг, поэтому он так и важен, поскольку к нему готовишься осознанно.

Так и в преодолении внутренней лени. Прекратив себя оберегать, жалеть - надо наполнять жизнь действиями. Для начала, пока не выработается необходимость в действии, не станет привычкой, можно и список дел составить. Причем то, что менее всего хотелось бы делать, а надо, следует ставить первой строкой. Вообще, планирование сознательно дисциплинирует человека. Следует добиваться от самого себя выполнения собственного плана. Если уж и не вести письменное планирование, то хотя бы вечером, до сна, надо оговорить, осмыслить: что сделал, что не успел, почему и что завтра необходимо сделать в обязательном порядке. Человеку, загруженному важной работой, некогда бояться, на страхи просто не хватает времени. Через действие будет изгоняться страх, и формироваться уверенность в себе. Уверенный в своей силе, своих способностях не будет нуждаться в жалости. В нем будет желание созидать, творить. Ему захочется внимания и уважения. Изгнав страхи, человек становится способным к развитию самого себя, своего интеллекта, своего мира, своих чувств, эмоций, т.е. своей души.

Как только такое исцеление от внутренней лени и избавление от жалости произойдет с ним – он непременно обратит на себя внимание. Возможность обретения дружбы или любви станет реальной. Ведь внутреннее надо периодически чистить, «наводить порядок». Мы следим за телом, а почему меньше уделяем внимания душе?

Красив не тот, кто пока молчит, производит впечатление. Красив тот, от общения с которым не можешь не только оторваться и времени не наблюдаешь, но еще при этом сам начинаешь чувствовать себя особенным, значимым. Ты окрыляешься!

Здесь уместно выражение: «Красиво то, на что смотришь с любовью».
Чувство восхищения, онемения от восторга, переполнение души положительными эмоциями возможно от созерцания картины. Но любить, значит чувствовать обратную связь, значит летать, быть на подъеме. Мне кажется, музыка более всего способна передавать чувственное, нежели другие виды искусства. В народе говорят: «От счастья петь хочется». Душа поет, наполнившись музыкой любви и радости. Всего семь нот, а сколько чувств?!

Аналогия - семья, та же цифра семь. Как много положительных эмоций, как много радости, когда в основе любовь. Жалея себя, мы тем самым лишаем себя полета, делаем неспособными к принятию и постижению красоты.

Вернусь к жалости к самому к себе – сожалости. Она разрушительна: не позволяет действовать. Человек, жалея себя, зачастую объясняет бездействие особой избранностью: он не такой как все. Конечно, все люди разные. Но люди пришли в мир, чтобы его строить, созидать, развивать, а не разрушать. Люди, склонные к сожалости, часто мнительны и одиноки. От предвкушения разочарования, боли, неуверенности, что смогут осилить, сделать они теряют силы и наполняются страхом. А ведь исход может быть и другим. Увидеть его мешает сожалость.

Жалость к самому себе
Прекратите себя жалеть! Впустите мир в себя. Откройте себя для общения, откройте в себе способность удивлять, способность быть разным. Стремитесь быть сильным. Надо тренировать себя разносторонне. Умение держать слово не означает быть заложником обязательств. Нет! Надо думать, прежде чем что-то сделать. Если все же сделал, произошло не то, что хотел, подумай, как это не исправить (этого уже сделать невозможно, равно, как и вернуть вчерашний день, ибо оно в прошлом, состоялось), но как это изменить, развить, приспособить, чтобы оно стало тебе необходимо, чтобы это не было наказанием.

Браки неподготовленных к познанию и неспособных к развитию вначале себя, а затем и половинки, или даже взаимному развитию, терпят крах. Именно там чаще случаются разводы. Казалось бы, сохранена страсть, есть привязанность, но нет ощущения продолжения самого себя в другом. Несмотря на близость – далёкие люди. Почему? Всё та же внутренняя лень, та же нерешительность, тот же страх. Поэтому к браку если и нельзя полностью подготовиться, все предусмотрев, то осознать происходящее можно и нужно, просто необходимо. Люди, вступающие в брак, должны соответствовать друг другу уровнем образования, системой ценностей, мировоззрением и мироощущением.

А. Сент-Экзюпери говорил: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении - вот что значит любить».

Сказанное не означает, что супруги должны быть абсолютно одинаковы во взглядах, мыслях. Нет. Я уже писала, если захочешь такого как сам – посмотрись в зеркало. Здесь другое. Люди должны понимать, что важно, что интересует и чем живет половинка, при этом, имея собственную позицию и свой вкус на происходящее. Должны быть разными, при этом разговаривать на одном языке. Так же важно как умение смотреть в одном направлении, так и осознание значимости другого.

Гоните жалость, гоните сожалость, не раскисайте и не впускайте в свою душу лень.
Будьте внимательны друг к другу и добры.
 

Другие страницы Светланы Алексеевны:

 

Тесты

 

Copyright © 2010  - 2016    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы