Средняя школа №7 г. БрестаО школе  Учителя Учащиеся Администрация школы История школы  Воспитательная работа  Методическая работа  Поздравления  Выпускники  О нас пишут  Творчество учащихся  Спорт  Гимн и герб  Партнерские связи   Школьная библиотека  Библиотека им. М. Горького  Карта сайта  Новости  Контакты 
   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живу в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

Урок: ''Жизненный путь и цели личности''

 Урок в 9 классе по предмету "Человек. Общество. Государство"

Тема урока: "Жизненный путь и цели личности"
Цель урока
: Содействовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, как высшего блага на земле, и ответственности в определении своего жизненного пути
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий: счастье, идеал, актуальность, инициативность, нигилизм, нравственный кризис, цели и смысл жизни;
- создать ситуацию, в которой учащиеся смогли бы задуматься над смыслом человеческого счастья и предназначения;
- содействовать формированию умения высказывать свое мнение, собственное отношение к поступкам и действиям других, умения анализировать высказывания и работать с материалом учебного пособия;
- формирование вдумчивого, уважительного отношения к самому себе и окружающим, способствовать пробуждению гражданских и патриотических чувств;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъективного опыта.
Тип урока: комбинированный.

Обеспечение урока:
- Учебное пособие;
- карточки с разноуровневыми тестовыми заданиями для каждого ученика;
- М. Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко;
- высказывание Н. Островского;
- Толковый словарь;
- диапроектор или мультимедийная установка со слайдами.

Максим ГорькийНиколай Островский

Основные понятия:
Человек, идеал, счастье, актуальность, инициативность, гуманизм, нигилизм, нравственный кризис, одномерность, цели и смысл жизни.

Приложение № 1

План урока:
1. Организационный этап.
2. этап. Проверка домашнего задания.
3. этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.
4. этап. Изучение нового материала.
5. этап. Закрепление, применение и обобщение новых знаний и способов деятельности.
Физкультпауза
6. этап. Контроль и самоконтроль, коррекция.
7. этап. Задание на дом.
8. этап. Подведение итогов урока.
9. этап. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап.
Цель:
- обеспечить нормальную рабочую обстановку;
- психологически позитивно настроить на работу.

Учитель: Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю нам хорошего настроения.
Улыбнитесь друг другу и проверьте у соседа знания терминов.

2. этап. Проверка домашнего задания
Цель:
- проверить выполнение домашнего задания, выяснить степень усвоения учащимися терминов и определений;
- развивать умения самостоятельной, групповой работы.

Работа в группах. Учащиеся проверяют знание понятий. Должны назвать не менее, чем по 5 терминов и определений. Обязательно должна быть пара учитель- ученик. Причем, учитель выполняет роль ученика. Когда такая форма проверки терминов используется систематически, то ученики ответственнее подходят и стремятся выискать сложные определения. А учитель должен быть всегда на высоте, "в форме".

Результаты проверки вносят в специальные таблицы, которые есть у каждого ученика.

По завершению разминки, учитель должен спросить: Какие термины вызвали затруднения, для того, чтобы спланировать коррекционную работу по ходу урока и на последующих уроках.

Таблица "Мои успехи на уроке"
Ф.И ученика _________________________________
 

Задание Самооценка (в баллах) Оценка соседом (в баллах) Оценка за урок
Проверка
домашнего задания:
понятия
     
Оригинальность
суждения
(в течение урока)
     
Пословицы и поговорки      
Практикум      
3 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся
Цель:
- обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока, поиску решения проблем: "Человек- творец своей судьбы?", "В чем смысл человеческого счастья?"
- опираясь на субъектный опыт учащихся по определению смысла жизни и понимание целей личности каждым учеником, показать социальную значимость темы урока.
Учитель:
Простае шчасце людское,
Так, як i наша з табою,
Пэўна, складаецца з солi,
З хлеба, сабранага ў полi,
З поту, з дарожнага пылу,
З роднага нам небасхiлу,
З дружбы, мацнейшай ад смерцi,
З песнi…i так мне здаецца:
Каб з чаго iншага скласцi,
Дык цi было б яно шчасцем?

М. Танк

У каждого человека своё особенное счастье.
А что для вас счастье? Как вы понимаете смысл этого слова?

Мысль по кругу. Каждый ученик, не задумываясь, должен одним предложением, одной фразой высказать свое понимание счастья. Нельзя перебивать и комментировать. СТЕНДАЛЬ (Stendhal) (наст. имя Анри Мари Бейль, Beyle), французский писатель

Учитель: Мы все разные, как и наше понимание этого слова. Объявляет тему урока.
Формулирует цели урока совместно с учащимися.
Обращение к эпиграфу:
"Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым".
Стендаль
Предлагает общую формулировку (записывают тему, определение счастья)

Счастье – редкое состояние блаженства, радости, удовлетворенности собой, своей жизнью.

Предлагается задание:
В течение 3-х минут написать известные пословицы и поговорки о счастье.
Проверка пословиц по кругу. За каждую пословицу по 1 баллу ученики вносят в таблички.

4 этап. Изучение нового материала.
Цель:
- Обеспечить восприятие, осмысление и понимание учащимися основных понятий новой темы и закрепление ранее изученных;
- содействовать философскому рассуждению учащихся над извечными проблемами человеческого бытия;
- способствовать развитию умений работать с учебником, т. е. осуществлять отбор наиболее ценного в содержании письменного текста и уметь лаконично изложить главную мысль прочитанного.

Учитель сообщает основную идею урока:
Счастье и смысл жизни - неразрывно связанные понятия. Как и счастье у каждого свое, так и смысл жизни у каждого свой. Человек только среди себе подобных становится человеком, но свой жизненный путь выбирает сам, сам творит свою судьбу. Август фон Платен (нем. Karl August Georg Maximilian Graf von Platen-Hallermünde, 24 октября 1796, Ансбах — 5 декабря 1835

Знакомит с планом изучения новой темы.
План изучения:
а) Смысл жизни, жизненный путь, жизненные планы
б) Времена не выбирают, но можно выбрать свое "Я"
в) Нравственный кризис
г) "Понимать, что справедливо; чувствовать, что прекрасно; желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни".
А. Платен

Изучение материала через самостоятельную работу учащихся в сочетании с методом беседы, постановкой и решением проблемных вопросов.

 Работа с учебником. Задача: Ответить на вопросы:
- От чего зависит жизненный путь?
- Какова роль внешних обстоятельств в достижении целей? (необходимо привести примеры из личной жизни)
- Как понимаете значение слов – актуальность, инициативность, одномерность?
- Идеал, каким он должен быть?
После обсуждения и высказываний учащихся, учитель показывает слайд с изречениями.

Приложение № 2

Читают ученики и высказываются, как они понимают прочитанное.
Учитель
"Самое дорогое у человека- это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества"
Н. Островский
Слайд, отображающий статьи Всеобщей декларации прав человека и Конституции Республики Беларусь.

Приложение № 3Монумент “Мать” в Жодино сооружен в честь матери-патриотки, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Куприянова.

Предлагает учащимся послушать сообщение о подвиге матери-патриотки А. Куприяновой (предварительное задание)

Слайд с изображением монумента.

- В чем смысл человеческого счастья и смысл жизни А. Куприяновой?
- Каковы ваши жизненные планы? Что влияет на ваш выбор.

Отвечают ученики.

б) Работа с учебником – комментированное чтение материала.
Задача: Как вы понимаете фразу: Времена не выбирают, но можно выбрать свое "Я"
Рассуждения учащихся.
Учитель использует отрывок из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль" для того, чтобы на примере Данко показать ответственность человека за выбор пути и тех, кто рядом, кто тебе поверил.
Учитель сам читает отрывок из произведения – легенду о Данко.

Приложение № 4

Небольшая пауза.
в) Учитель предлагает ответить на вопросы:
- Что такое Ценность? Мораль, нравственность, добро, долг.
- Как называется процесс усвоения ценностей отдельным человеком? (социализация)
- Что такое нигилизм?
Учащиеся дают определения, за каждый верный ответ ставят балл в таблицу.
Учитель заостряет внимание учащихся на понятии нигилизм. Работа со словарем: выписывают определение – Нравственный кризис.
Предлагается обсудить в парах следующее задание:
Сегодня много говорят об упадке нравственности. В чем он выражается? А может быть, в нашей жизни много светлых сторон и люди стали меняться к лучшему? Как вы думаете?
После обсуждения в парах учитель предлагает учащимся высказаться вслух для всего класса.

Слайд:
г) "Понимать, что справедливо; чувствовать, что прекрасно; желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни".
А. Платен
Ученики под руководством учителя делают выводы.
Учитель актуализирует идею урока: Счастье и смысл жизни - неразрывно связанные понятия. Как и счастье у каждого свое, так и смысл жизни у каждого свой. Человек только среди себе подобных становится человеком, но свой жизненный путь выбирает сам, сам творит свою судьбу.
Ученики формулируют собственные выводы и субъектное понимание идеи урока. Примерные выводы:
- Жизненный путь человека – творение его ума, воли и рук.
- Человек – творец и хозяин своей судьбы.
- Подлинное предназначение человека - в стремлении к высшим ценностям добра, справедливости и счастья.
- У каждого человека свое особенное счастье, но быть счастливым нельзя, когда другие несчастны и др.

5 этап. Закрепление, применение и обобщение новых знаний и способов деятельности

Цель:
- Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;
- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

Работа по группам. Группы сформированы ранее, так как групповая работа проводилась на предыдущих уроках. Состав определяется в зависимости от уровня учебных достижений учащихся. До начала урока учитель вправе перевести учащегося из одной группы в другую, если произошли изменения успеваемости ученика.

Задания:

1 группа работает с толковым словарем по определениям: идеал, счастье, судьба, гуманизм, жизнь. (что новое ?)
2-я группа - примеры жизнестойкости, мужества, человеческого величия в художественной литературе.
3-я группа - примеры жизнестойкости, мужества, человеческого величия из реальной жизни.
4-я группа – построение блок-схемы темы урока.
После самостоятельной работы каждая группа представляет свои варианты решения проблемы.

6 этап. Контроль и самоконтроль, коррекция
Цель:
- диагностировать уровень усвоения материала;
- определить «болевые» точки в изучении материала;

Тестовые задания по вариантам. Взаимопроверка. КОРНЕЛИЙ НЕПОТ, Корнелий (95-25 д.н.э.). Римский историк

Приложение № 5

7 этап. Задание на дом
Цель:
- Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: Чтение параграфа, отвечать на вопросы и по выбору написать мини-сочинение.
Темы сочинений:
- Идеалы и кумиры
- "Герой нашего времени" - кто он?
- "Судьба человека чаще всего - в его характере".
Корнелий Непот

8 этап. Подведение итогов урока
Цель:
- Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Учитель благодарит за работу.
Учащиеся сдают таблицы с отметками. Учитель, если класс достаточно самостоятелен и способен реально оценить свои труды, просит учащихся выставить отметки в дневники. Чаще всего учитель по ходу урока, когда проходит самостоятельная работа, просматривает таблицы успеха, поэтому коррективы в отметки вносит по ходу. Если такая работа проводится не всегда, то лучше листы собрать и потом выставить отметки.

9 этап. Рефлексия
Цель:
- создать условия для рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Вопрос: Изменилось ли ваше представление о счастье и смысле жизни? Как?
Учащиеся отвечают по кругу.
Затем учитель предлагает составить синквейны по темам: идеал, счастье, судьба, гуманизм, жизнь.

Приложение № 6
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1
Словарь

Актуальность - злободневность
Вера – убежденность человека в чем-либо
Добро – категория, служащая для обозначения всего положительного в моральном сознании и нравственных отношениях людей
Долг – нравственная обязанность, ставшая источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения моральных ценностей
Жизнь – форма существования всего сущего на Земле
Идеал – высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью; образец для подражания; лучший, самый совершенный образец
Инициативность – способность человека к почину, первому шагу в любом деле
Нигилизм – полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов
Нравственный кризис – утрата человеком веры в моральные ценности
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего облика и интересов, ценностей, мотивов поведения
Социализация – процесс усвоения ценностей отдельным человеком и обществом в целом
Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль
Смысл – внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом; цель, разумное основание
Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека; доля, участь
Счастье - редкое состояние блаженства, радости, удовлетворенности собой, своей жизнью
Цель – то, к чему мы сознательно стремимся
Ценность – то, что имеет высокую положительную значимость для человека

Приложение № 2

Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу.
У. Теккерей

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.
И. Гёте

Кто искренне думает, что высшие и отдельные цели в жизни нужны человеку так же мало, как корове, тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука.
А.П. Чехов

Уи́льям Ме́йкпис Те́ккерей (англ. William Makepeace Thackeray; в русских текстах встречается вариант транслитерации Таккерей; 1811—1863) — английский писатель-прозаик, мастер реалистического романаГЕТЕ (Goethe) Иоганн ВольфгангЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904)

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир ИльичКогда в жизни нет иной цели, кроме себялюбивого счастья, жизнь вскоре становится бесцельной.
Р. Роллан
Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.
В.И. Ленин
Горе людям, не знающим смысла своей жизни
Б. Паскаль
Счастье - в нас, а не вокруг да около
Пословица
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом
А.Н. Радищев

Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везле) — французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед.Блез Паскаль (автор Филипп де Шампень)Радищев Александр Николаевич

Приложение № 3

Всеобщая декларация прав человека:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 3. Каждый имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Конституция Республики Беларусь:
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Статья 24. Каждый имеет право на жизнь.
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Приложение № 4

Отрывок из произведения М. Горького «Старуха Изергиль»
Легенда о Данко

Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум … Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и дан судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче … Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один.
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
«- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет он конец – все на свете имеет конец! Идемте!
«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
«- Веди ты нас! – сказали они.
«Тогда он повел …»
«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они … Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда – то. А он шел впереди их и был бодр и ясен. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них. И стали они упрекать его в неумении управлять ими.
« - Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
« - Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.
Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что , может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня.
«А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь …
« - Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко."Данко с сердцем-факелом". Михаил Тимаков
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
« - Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
«Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Приложение № 5

Вариант 1

1. Актуальность – это…
а) ненужность
б) везение
в) злободневность
2. Редкое состояние блаженства, радости…
а) здоровье
б) счастье
в) любовь
3. К духовному кризису человека ведет:
а) неуспеваемость в школе
б) одномерность
в) стресс
4. Времена не выбирают, но можно выбрать:
а) свое «Я»
б) своего учителя
в) другую жизньМаксім Танк (имя при рождении Евгений Иванович Скурко). 1912—1995
5. Нигилизм - от ...
а) латинского nihil- ничто
б) от немецкого niht- ничего
в) арабского- niheo – жизнь
6 «Духовное брожение» по-другому -
а) лентяйство
б)нравственный кризис
в) нигилизм
7. Назовите автора стихотворения «Простае щчасце людское»
8.Чем отличается идеал от кумира?

Вариант 2

1. Инициативность – это…
а) способность к почину
б) неспособность к отрицанию
в) злободневность
2. Отрицание общепринятых ценностей -
а) цвишенизм
б) нигилизм
в) забастовка
3. Судьба человека чаще всего
К. Непот
а) в его руках
б) в его характере
в) не зависит от его характера
4. Выберите лишнее
а)  нигилизм
б) цинизм
в) стремление к наживе
г) стяжательство
д) одиночество
е) одномерность
ж) корыстолюбие
5. Счастье - это
а) любовь, здоровье
б) состояние блаженства
в) редкое состояние радости
6 «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «…….»
Л. Толстой
а) Все так делают
б) Я не хуже других
в) А почему бы и нет?
7. Назовите автора произведения «Старуха Изергиль»
8. Золотое правило нравственности: …

Приложение № 6

Примерные варианты синквейнов:

Счастье
проходящее, но бесценное
одухотворяет, исцеляет, и уходит.
Наше счастье – только миг.
Мгновение
Гуманизм
извечный, светлый
любить, ценить, уважать.
Первый долг человека.
Необходимость
Судьба
предопределенная, непредсказуемая
ведет, поднимает, убивает.
Ничего с ней не поделаешь
Рок
Жизнь
реальная, человеческая
рождаемся, живем, умираем.
Жизнь прожить – не поле перейти!
Собственность
Идеал
единственный и неповторимый
стремимся, разочаровываемся и вновь стремимся.
Идеальных людей не бывает.
Утопия
Идеал
возвышенный, желанный
копируем, подражаем, обожаем
У каждого должен он быть!
Звезда
 Жизнь
сложная, разная
стараемся, любим, ценим
Самое прекрасное у человека!
Дар
Гуманизм
актуальный, простой
призывает, помогает, облагораживает
Возлюби ближнего как самого себя!
Любовь
Идеал
неодномерен, недосягаем
стремимся, оглядываемся, боимся
Не сотвори себе кумира
Данко
 
 
Презентация: "Жизненный путь и цели личности "  

Архив the_person.pptx  (618 кб)

Другие страницы Светланы Алексеевны:

Тесты

 Урок: Превращение США в мировую державу
Цикл работ о человеке и смысле жизни

Copyright © 2010  - 2015    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы