Средняя школа №7 г. БрестаГлавная страница  О школе  Учителя Учащиеся Администрация школы История школы  Воспитательная работа  Методическая работа  Поздравления  Выпускники  О нас пишут  Творчество учащихся  Спорт  Гимн и герб  Партнерские связи   Школьная библиотека  Библиотека им. М. Горького  Карта сайта  Новости  Контакты 
   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живу в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

Урок: "Превращение США в мировую державу"

Тема урока: "Превращение США в мировую державу".

Цель урока: Доказать, что в XIX веке США стали крупнейшей державой мира.

Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями политического и социально-экономического развития США в 19 веке; показать неизбежность и доказать буржуазно-демократический, прогрессивный характер гражданской войны 1861-1865 гг.;
- показать позитивную роль личности Авраама Линкольна в истории США; формирование умения анализировать исторические документы, события;
- формирование миролюбия, равного отношения к разным нациям и расам.

Тип урока: комбинированный.

Обеспечение урока:
- историческая карта " США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861 – 1865";
- Всемирная история нового времени. Учебник;
- задания к уроку
- карточки с разноуровневыми заданиями для каждого ученика.

Основные понятия:
Мировая держава, американский путь развития капитализма, гражданская война, буржуазно-демократическая революция, дискриминация, аболиционизм, расизм, резервации, Ку-клукс-клан, суд Линча, конфедерация, гомстед, доктрина Монро, Республиканская партия.

Основные даты:
1823 – Доктрина Монро;
1854 – Создание Республиканской партии;
1860 – Избрание А.Линкольна президентом США;
1861-1865 – гражданская война:
1 этап – 1861-1862;
2 этап – 1863-1865;
1863 – отмена рабства в США.

План урока:
1. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (элементы фронтального опроса)
2. Изучение нового материала
3. Закрепление
4. Задание на дом
5. Подведение итогов

Ход урока:
I. Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Кем была колонизирована Латинская Америка? Северная Америка?
2. Показать на карте.
3. Какие европейские страны – Испания, Португалия или Англия, были наиболее экономически развиты в XIX веке?
4. Какой можно сделать вывод о развитии колоний, если нам известен уровень развития метрополий? (проверка терминов: колония, метрополия)
5. Когда североамериканские английские колонии добились независимости? Какое название получило независимое государство?
6. Почему США называли страной нового типа, или Новым Светом?
7. Назовите первого президента США, нынешнего, столицу.
8. Какими путями в XIX веке происходило расширение территории США?
9. Во сколько обошлась Аляска американцам?
10. Кто такие пионеры в США; как назывались коренные жители Америки?
11. Назовите событие, которое произошло в 1848 году, всколыхнуло всю Америку, привело в движение население, но и, в то же время, явилось причиной запустения городов и сельского хозяйства.
12. Перечислите причины быстрого роста населения США в XIX веке.
13. В каком году образовалась Демократическая партия? Чьи интересы выражала?
14. Что такое скваттерство, аболиционизм, суд Линча?
15. В чем суть проблемы: Север и Юг?

II. Изучение нового материала.
Постановка учителем цели и задач урока. 
Ознакомление с планом работы:
1. Гражданская война;
2. Роль Авраама Линкольна в истории США;
3. Превращение США в мировую державу;
4. Расовая проблема.

Объяснение учителя:
1. К середине XIX века рабовладение на юге США все более становилось тормозом экономического и социального развития. На Севере развивался капитализм, промышленный переворот шел быстрыми темпами. США занимали 4 место в мире (1850 год) по экономическому развитию. Интересы банкиров, промышленников, т.е. интересы развития капитализма, требовали благоприятных условий для создания единого национального рынка, единого экономического пространства, превращения рабов в наемных рабочих.

Учитель обращает внимание учащихся на доску. Рассматривают схему:

Гражданская война – вторая буржуазная революция

причины ход результаты
  1 этап – 1861-1862  
 

2 этап – 1863-1865

 

Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать причины войны.

Учитель: (обращаясь к схеме: "Органы власти США"). Накануне гражданской войны представители рабовладельческого Юга занимали большинство мест в конгрессе, Верховном суде, занимали пост президента. Быстрый рост населения северных штатов привел постепенно северян к преобладанию в Палате Представителей. Существовало негласное правило принимать в Союз по 1 штату от рабовладельческого Юга и от капиталистического Севера. Но освоение земель северянами шло быстрее, поэтому свободных штатов становилось больше, чем рабовладельческих. Рост влияния северян привел к созданию Республиканской партии в 1854 году.
Обращение к учебнику: Делают вывод о причинах, движущих силах войны, с помощью учителя сравнивают войну и революцию.

2. Яркая личность американской истории – Авраам Линкольн. Ученик делает сообщение об А. Линкольне (предварительное домашнее задание - приложение 1).

Учитель: 1860 – впервые республиканцы занимают пост президента. И уже в апреле 1861 года происходит первое военное столкновение Юга и Севера.

Самостоятельная работа с учебником: Задание: Каков главный итог и историческое значение войны? (на 3 мин).
Ученики выделяют 2 этапа войны, их особенности. Комментируют высказывания А. Линкольна, анализируют высказывание Ф. Энгельса о Гражданской войне. Стр.137 учебника.

3. Учитель: После победы Севера в войне в США очень быстро развивается экономика, капиталистические отношения. В сельском хозяйстве окончательно утверждается фермерский путь развития капитализма. (ученики должны назвать отличия фермерского пути развития капитализма от прусского).
Став самой богатой страной мира, США становятся и самой влиятельной страной. Во внешней политике американцы руководствовались принципом: "Америка - для американцев" (доктрина Монро – 1823 г.). Работа с учебником:  связь с современностью.

4. Расовая проблема. Работа с понятием "расизм".
Расизм – утверждение неравноценности и превосходства одной нации над другой. Работа с учебником.

III. Задание на дом:
Отвечать на вопросы параграфа. Сообщения об американских писателях XIX века. Приложение 2

IV. Закрепление:
Учитель всем ученикам раздает карточки-задания - Приложение 3. Работа на 5-7 минут.

V. Подведение итогов.
 

Приложение 1

Домашнее задание к уроку

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:Джеймс Монро, 5-й президент США
"Мы (США) не будем вмешиваться в судьбу существующих колоний или протекторатов какой-либо европейской державы. Но в отношении правительств, которые объявили свою независимость (в Южной Америке) и независимость которых мы признали, мы не могли бы рассматривать всякое вмешательство со стороны какой-либо европейской державы иначе, как появление недружественных намерений по отношению к Соединенным Штатам".
- Кто автор документа? Когда он был создан?
- Почему США встали на защиту латиноамериканских государств, добившихся независимости?
- Какой договор европейских государств повлиял на становление такой позиции США?

2. Проанализируйте программные требования одной из партий США и ответьте на вопросы:
"Запретить распространение рабства на западных землях;
ввести бесплатную раздачу участков земли на западе всем желающим;
установить высокие пошлины на ввозимые в страну промышленные товары
".
- Какая партия, демократическая или республиканская, выдвинула такие требования?
- Чьи интересы выражала эта партия? Какие слои населения составляли ее массовую базу?
- Назовите наиболее яркого представителя этой партии в 19 веке.

3. Дайте характеристику деятельности Авраама Линкольна по следующему плану:Авраам Линкольн (1809-1865)
- Краткие биографические сведения.
- Характеристика исторических условий, под влиянием которых сложились взгляды и убеждения.
- Личные качества.
- Интересы каких слоев общества выражал и защищал?
- Историческое значение деятельности.
- Ваше личное отношение.

4. Кому принадлежат слова: "Если мое имя когда-либо попадет в историю, то за этот факт, и в нем – вся моя душа"?
- В связи с какими событиями они были произнесены?
- Какую роль сыграли эти события в истории?
5. "Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни" О каком политическом деятеле, своем современнике, так говорил Лев Николаевич Толстой?

Приложение 2

Американские писатели  XIX века (энциклопедическая справка)

Ричард Хардинг Дэвис (англ. Richard Harding Davis; род. 18 апреля 1864, Филадельфия — 11 апреля 1916, Нью-Йорк) — американский журналист и писатель. По утверждению «Британской энциклопедии», «самый известный репортёр своего поколения».

Прентис Ингрехем (англ. Prentiss Ingraham; 28 декабря 1843, Натчез, США — 16 августа 1904, Билокси, США) — американский военный и писатель. Автор так называемых «десятицентовых романов» (dime novels) в жанре вестерн.

Ричард Хардинг Дэвис Прентис Ингрехем

Марк Твен (англ. Mark Twain, настоящее имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (англ. Samuel Langhorne Clemens); 30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури) — 21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Марк Твен

Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Рассказы 60-70-х гг. — комическое, подчас гротескное описание провинциальной Америки (сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», 1867). Сатирический роман «Позолоченный век» (1873; совместно с Ч. Уорнером) о финансово-политической коррупции; лирико-биографическая книга «Жизнь на Миссисипи» (1883).

Роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884) знаменует зрелый социальный критицизм, открытие той Америки, в которой поэтическое (жизненная крепость, дерзкий юмор, душевная отзывчивость) соседствует с бесчеловечной утилитарностью и жестокостью. Мир социальной иерархии отвергается в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Поздние произведения проникнуты сарказмом и скепсисом (повесть «Таинственный незнакомец», опубликована 1916). Произведения о мальчишках (в т. ч. «Приключения Тома Сойера», 1876) стали классикой детской литературы.

Хоакин Миллер, настоящее имя Цинциннат Хайнер Миллер (род. 8 сентября 1837, Либерти, США — 8 сентября 1913, Окленд, США) — американский писатель (поэт, прозаик, драматург). Имя «Хоакин» писатель взял в честь мексиканского бандита Хоакина Мурьеты.

Нед Бантлайн (англ. Ned Buntline), настоящее имя Эдвард Зэйн Кэррол Джадсон (англ. Edward Zane Carroll Judson; 20 марта 1813, Стэмфорд, США — 16 июля 1886, там же) — американский журналист и писатель. Автор так называемых «десятицентовых романов» (dime novels) в жанре вестерн.

Оуэн Уистер (род. 14 июля 1860, Филадельфия, США — 21 июля 1938, Саундерстаун, США) — американский писатель. Автор книг в жанре вестерн.

Хоакин МиллерНед БантлайнОуэн Уистер

Джеймс Харден-Хикки (англ. James Harden-Hickey; 8 декабря 1854, Сан-Франциско, США — 9 февраля 1898, Эль-Пасо, США) — американский литератор, дуэлянт, путешественник и авантюрист франко-американского происхождения. В 1893-1895 годах — самопровозглашённый монарх Княжества Тринидад, князь Джеймс I (англ. James I).

Ребекка Хардинг Дэвис, урожд. Ребекка Блэйн Хардинг (род. 24 июня 1831, Вашингтон, США — 29 сентября 1910, Маунт-Киско, США) — американская писательница и журналистка.

Гарриет Ирвин (англ. Harriet Irwin, полное имя — Гарриет Абигейл Моррисон Ирвин (англ. Harriet Abigail Morrison Irwin); 1828, округ Мекленбург, Северная Каролина, США, — 1897, Шарлотт, Северная Каролина, США) — архитектор-самоучка, первая женщина в США, получившая патент на архитектурные новшества. В 1871 году Гарриет написала и опубликовала роман. Также опубликовала в периодической печати ряд статей на различные темы.

Джеймс Харден-ХиккиРебекка Хардинг ДэвисГарриет Ирвин

Фрэнсис Сарджент Осгуд (англ. Frances Sargent Osgood; 18 июня 1811, Бостон, Массачусетс — 12 мая 1850, Нью-Йорк) — американская поэтесса и писательница, популярная фигура американского бомонда XIX века, знаменитая также романтическими отношениями с Эдгаром Алланом По и серией стихотворений, которыми они обменивались. В обществе также была известна под псевдонимом Фанни (англ. Fanny).

Кейт Дуглас Уигген (англ. Kate Douglas Wiggin, по второму браку Riggs; 28 сентября 1859 — 24 августа 1923) — американская писательница.

Сара Хелен Пауэр Уитман (англ. Sarah Helen Power Whitman ; 19 января 1803 — 27 июня 1878) — американская поэтесса, эссеист, представитель трансцендентализма. Известна особыми отношениями с американским писателем Эдгаром Алланом По.

Фрэнсис Сарджент ОсгудКейт Дуглас УиггенСара Хелен Пауэр Уитман

Сара Маргарет Фуллер Оссоли, более известная как Маргарет Фуллер (англ. Sarah Margaret Fuller Ossoli; 23 мая 1810 — 19 июля 1850) — американская журналистка, писательница, критик, борец за права женщин, яркий представитель американского трансцендентализма. Её книга «Женщина XIX века» (англ. Woman in the Nineteenth Century) считается первым значительным произведением феминизма в США.

Мэри Бэйкер Эдди (англ. Mary Baker Eddy; 16 июля 1821 — 3 декабря 1910) — американская писательница и общественно-религиозный деятель, основательница религиозной секты «Христианская наука». Автор известной книги о «духовном врачевании» «Наука и здоровье, с ключом к Священному Писанию» (англ. Science And Health, With Key To The Scriptures 1875).

Элизабет Фрайс Люммис Эллет (англ. Elizabeth Fries Lummis Ellet; 18 октября 1818— 3 июня 1877) — американская писательница, историк и поэт. Она стала первым исследователем деятельности женщин, внёсших вклад в Войне за независимость США.

Сара Маргарет Фуллер ОссолиМэри Бэйкер Эдди Элизабет Фрайс Люммис Эллет

Приложение 3

Карточки-задания

Вариант 1 Вариант 2
1 уровень: Какой регион Американского континента получил название Северная Америка? Какие европейские страны имели здесь свои колонии? 2 уровень: Какой регион Американского континента получил название Латинская Америка? Какие европейские страны имели здесь свои колонии?
2 уровень: аболиционизм - …
дискриминация - …
колония -
 
2 уровень: конфедерация -…
Суд Линча - …
революция -…
 
3 уровень: Что это за слова и что они означают: "Отдайте мне ваших усталых и ваших бедных, ваши толпы людские, мечтающие вздохнуть свободно". 3 уровень: О каком событии идет речь: "Ремесленники бросили свои инструменты, фермеры оставили урожай гнить на полях, а скот подыхать с голоду…Деловая жизнь в городах замерла, покинутые дома и магазины ветшали и приходили в упадок…"
4 уровень: Север и Юг. Какие два пути развития они олицетворяли? 4 уровень: Какие процессы влияли на рост населения и территории США?
5 уровень: Объясните, почему США являлись страной нового типа? 5 уровень: Объясните парадокс развития США в XIX веке.

Статуя «Свобода, озаряющая мир», широко известная как «Леди Свобода» или «Статуя Свободы»Эмма Лазарус (англ. Emma Lazarus, 22 июля 1849, Нью-Йорк — 19 ноября 1887, там же) — американская писательница и поэтесса.

Старатели в Калифорнии времен золотой лихорадки

Другие страницы Светланы Алексеевны:

Тесты

  Цикл работ о человеке и смысле жизни

Copyright © 2010  - 2015    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы