Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.)

   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СОШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

23 марта 2014 года избрана депутатом Брестского городского Совета депутатов ХХVII созыва.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живет в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

На этих страницах мы публикуем работы Светланы Алексеевны, которые она разрешила разместить на сайте школы. 

 

Цикл работ о человеке и смысле жизни:

 

 

Со всеми работами Светланы Алексеевны можно ознакомиться на ее сайте: Россыпи - рассуждения и мысли

 

Вера и воля

 

Мэри Джейн Маклеод БетьюнЛао-Цзы

Без веры невозможно все. С верой нет ничего невозможного.

Мэри Джейн Маклеод Бетьюн

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя -  могуществен.

Лао-Цзы

 

 
Во что ты веришь? Помогла тебе твоя вера? Уберегла, подсказала? А может ты Фома неверующий и в жизни полагаешься только на себя?

Вопрос о вере всегда вызывал много толкований. Вера, как теологическое понятие, подразумевает торжество Бога - всевышней силы над человеком. Суеверия, приметы указывают на зависимость человека от внешних обстоятельств, стремление к покорению высот и вершин - на могущество человека. Больной верит в выздоровление. Спортсмен верит в победу. Родители - в то, что дети будут лучше и успешнее их. Учитель верит, что способен научить, друг – в надежность отношений. Влюбленный верит во взаимность отношений. Перечень можно продолжить. Неважно во что, главное - верить, - утверждают некоторые. Но за «неважно во что» кроется убежденность в торжестве добра и справедливости.

Вера не подразумевает доказательств, это твердая убежденность в чем-то. Будучи иррациональным чувством, она непременно должна приносить ощутимый результат. Человек пытается материализовать свои мысли.
Для того чтобы вера становилась сильнее, непременно должно сбываться то, во что веришь. Медаль "За заслуги в области толерантности"

Вера, как религия, заслуживает особого внимания и отдельного рассуждения. Я – христианка, придерживаюсь Библейских заповедей. Уважительно отношусь к другим религиям и конфессиям. Считаю, что толерантность в условиях глобализации мира должна способствовать сближению и примирению. Поэтому формирование терпимости должно быть одной из составляющих системы воспитания.

Под толерантностью изначально подразумевалась веротерпимость. Со временем понятие расширилось. Сейчас это и терпимое отношение к мнениям и взглядам других. Невозможно привить терпимость без убежденности и веры в способность человека сделать мир добрее и гуманнее, в способность человека к пониманию.

По-прежнему значение веры, как таковой, велико. В современном мире уживаются и вера в Бога, и вера в Человека. Мир научился толерантному сосуществованию, такому, которое было невозможно в средневековье. За свободное изложение мыслей, провозглашение торжества разума над верой людей подвергали инквизиции. Время другое, границы человеческих возможностей отодвигаются и не имеют четких очертаний.

Но как бы не изменялся мир, для человека вера по-прежнему важна. Вера в свои силы и способности. Вера в свою значимость и необходимость. Вера в удачу и будущее. Вера – понятие столь объемное и неконкретное, что, когда спрашиваешь себя: «А во что я верю?», - ответить сразу сложно. Начинаешь рассуждать. Ищешь важное, проводишь параллель между происходящим и желаемым, воображаемым. Анализируешь результат и понимаешь, что в его достижении немаловажную роль сыграла вера и воля.

Считаю, что в формировании веры и воли много общего. Вера – внутреннее усилие, настрой на позитивное, надежда на лучшее и светлое. Воля - внутреннее регулирование, выражающееся или в сдерживании негативного проявления или в активизации побуждений для достижения желаемого.
Общим является усилие. Вера - ориентир, руководит волей. В данном случае речь идет об убежденности. Действия, основанные на убежденности в правоте и правильности, формируют уверенный характер, лидерские качества. Вера способствует достижению цели. При слабой вере волевые действия, направленные на конкретную цель, делают её достижение трудным.

Такой процесс реализации волевых устремлений сопровождается негативными эмоциональными выплесками, вызывает порою неодобрение окружающих. Да и человек не всегда знает, куда устремляется и чего добивается. Сомнения, недоверие к окружающим, снижение значимости и необходимости лишают отдельные поступки смысла.
Человек вроде бы и реализует себя, добивается конкретного результата, но при этом не чувствует необходимости и нужности. Одна из причин такого состояния – отсутствие веры, и первоочередно - в себя.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования веры в себя, иначе, можно сказать, уверенности. В основе веры в себя - самооценка. От точности самооценки напрямую зависит самосознание человека.
Человек знает и понимает свои преимущества и ограничения, может объяснить эмоциональное состояние. Уверенность в себе выражается чувством самоценности и способностью к саморегуляции (определенным волевым усилиям).

Необходимо не только иметь представления об особенностях внутреннего мира, но и быть активным его творцом. Каждый должен позаботиться о своей значимости. Чем выше его значимость в обществе, тем объективнее самооценка.
Существует три вида самооценки: завышенная, заниженная, адекватная. Завышенная самооценка подразумевает чрезмерную уверенность в себе. Психологами, социологами доказано, что кратковременное завышение самооценки полезно и необходимо. Выполняя задания повышенной сложности или другую ответственную работу, важно, чтобы человек поверил в то, что он на это способен. Таким образом, преодолевая трудности, человек формирует уверенность. Если самооценка постоянно завышена, человек начинает пренебрегать мнением и поддержкой окружающих. Изменяется и отношение к нему, меньше доверия и ниже его личностная значимость. В нем формируется высокомерие, заносчивость, тщеславие. Чувство избранности вселяется в человека. Он все менее и менее считается с мнением окружающих, чаще действует без учета реальной необходимости. Как правило, действия корыстны, таят в себе разрушения. Пусть внешнее проявление малозаметно. Казалось бы, никто не страдает, не испытывает неудовлетворения от его поведения. Но нет. Первое, что рушится, это вера. Сам человек не верит, что кто-то способен выполнять его работу не хуже его. Он не спрашивает совета, надеется только на себя. В случае успеха, восторгается: «Ай, да Я! А Вы не верили!» А в случае провала сетует: «Разумеется, одному сложно. Никому, кроме Меня, дела до этого нет. Все вокруг бездельники!». Не верят и ему. Понимая, что их мнение не учитывается, инициатива не поощряется, окружающие его люди занимают позицию выжидания или протеста. Чем выше социальный статус и весомее роль самоуверенного человека, тем больше вокруг недовольных.

Другая крайность – заниженная самооценка. Чувство невозможного, недосягаемого формируют сомнения в способностях, неуверенность в себе. Многие дела остаются незавершенными, мысли невысказанными. Люди, с заниженной самооценкой могут быть добросовестными исполнителями. Когда порученная работа будет им ясной и понятной, не будет требовать самостоятельной инициативы и творчества, они ее выполнят хорошо и с чувством удовлетворения. Но если их оставить без алгоритма действия, «сам на сам» со сложной задачей, возникнет паника и негодование. Могут появиться обвинения, что их хотят подставить.
Все проще, им поручили дело без соизмерения возможного и реального. Этим людям недостает и веры и воли. Частое нытье и неспособность к самостоятельному решению отталкивает окружающих. «Что с него возьмешь? Он неудачник, ему ничего нельзя поручить». Или же: «Ему ведь безразлично все». Хотя, на самом деле, за внешним проявлением может скрываться далеко не безразличный человек. Он глубоко внутренне все переживает и тщательно скрывает свои эмоции. От этого его жизнь еще сложнее. У него низкий уровень саморегуляции и не сформирована потребность в достижении высокого результата. От участия во многих делах отказывается, склонен к уединению. Страх провала и неодобрения лишает инициативы, делает его замкнутым. Он не верит в свои способности, но, при этом, с особой учтивостью относится к людям, сильным духом и верой. Окружающие в способностях такого человека сомневаются. В ситуации неоцененности человек может быть опасен непредсказуемостью. Когда менее всего ожидают от него поступка, может отважиться и совершить неординарный шаг. Отважиться и совершить доброе дело – значит повысить собственную значимость, получить одобрение и тем самым преодолеть некоторую неполноценность. Действия могут быть и негативными. Если они не так часто проявляются, то могут остаться без реагирования.
Но, помните, все и всё замечают. Умалчивают и делают вид неведения до поры до времени. «В тихом омуте черти водятся», - так характеризует общество негативные выпады людей малозаметных и недооцененных. Причины негатива разные, зависят от ситуации. Первостепенная – стремление доказать способность на поступок.
Человек настраивает себя, готовит и действует. Свои действия он направляет на тех, кто слабее, или тех, кто им пренебрег. Жажда наказания руководит им. Его вера близорука, не видит света, ему недостает великодушия.

Идеальный вариант, когда человек, соотнося свои возможности своим способностям, действует, вызывая одобрение и уважение. Такие люди адекватно оценивают и себя и других. Могут управлять собою, своими эмоциями. Считаю, что самооценка, впрочем, как и значимость человека, напрямую зависят от образовательного и культурного уровня, от сформировавшейся системы ценностей. От того, во что и как человек верит. В каждом человеке может быть и адекватность, и неоцененность, и преувеличение своей роли. Самосознание должно быть мобильным и учитывать ситуацию. Речь идет о внутреннем регулировании – воле. Ее следует воспитывать.

Воля – это и система внутренних запретов, сдерживающая от необдуманных действий. В то же время, это и система мотивов, поощряющая и побуждающая к достижению цели. Это и желание не быть белой вороной, это усилие, ведущее к успеху. Но нужно верить и убеждать себя: «У меня все получится».

Каждый находит свою нишу в обществе, самостоятельно устраивает жизнь. Одних – устраивает всё, другие – недовольны всем.
Мы разные, по-разному выстраиваем отношения с людьми. Верим, что есть силы, ведущие и помогающие нам. Мы стремимся заслужить особое расположение и благосклонность СУДЬБЫ. Осознаем, что не все действия одобряемы. Опасаясь гнева всевышнего, стараемся плохого не делать. Но и с добрыми делами не всегда спешим. Забываем, что простым словом поддержки и похвалы можем помочь человеку. Наше внимание и одобрение особо важны тем людям, которые в нас нуждаются. Не скупясь на похвалу, замечая и поощряя стремление человека к успеху, мы способствуем повышению его самооценки, формированию поведения уверенного в себе человека. Без внутреннего желания внешним воздействием изменить человека практически невозможно. Надо, чтобы он сам понял необходимость перемен и стал прилагать для этого усилия.

Желание стать успешным следует начинать реализовывать с анализа и планирования. Больше дел, шире круг общения, весомей результат. Настраивайтесь на позитив. Мечтайте о хорошем. Чаще улыбайтесь. Улыбка – оружие, разоружающее скептиков и даже оппонентов. Начинайте день на мажоре, бодро и с мыслями об успехе, с верой в то, что все у вас получится.
Удача – синяя птица, в которую следует верить. Но не следует гоняться за ней, зря утруждая ноги. Пусть голова подумает и даст ногам покой. Птица удачи сама прилетит на свет и тепло. Ей нужна кормушка. И поверьте, сделав кормление постоянным, вы ее приучите.

Вера без действий – заблуждение. Только наполняя себя разумными, осмысленными действиями, мы приближаемся к цели. Действия отдельных людей нам кажутся бессмысленными, не укладываются в общепринятые нормы поведения. Неодобрение, порицание, осуждение выказывают те, кто сам не способен к неординарному поступку. Риск воспринимают как удел сильных духом. Действительно, чаще рискуют люди, которые высоко себя оценивают и менее зависимы от мнения окружающих. Когда в результате риска человек оказывается не битой шашкой, а попадает «в дамки», многие не способны разделить с ним успех. Кивают головой и говорят, что ему просто повезло, даже забывают об осуждении, которое высказывали ранее. А ведь люди рискующие – внутренне свободные, с большим творческим потенциалом и интуицией, аналитическим складом ума и глубоко верящие в способности и возможности человека.

Расплатой за риск может быть не только достижение цели, но и провал. Способность после провала встать и вновь действовать – удел волевых и целеустремлённых. Риск чреват формированием внутренней неудовлетворенности. Вечный поиск, желание большего, все более смелые поступки захватывают человека, вырывая из реальной жизни. Такие люди постоянно нуждаются в допинге – риске, для того, чтобы ощущать свою великую значимость.

Кто не умеет расслабляться, останавливаться и периодически себя спрашивать: «Зачем?», - рискует обрести одиночество. С такими всесильными трудно уживаться. Цинизм, ощущение доступности всего, вседозволенность истощают душу и вселяют нигилизм. Не то, что человек не согласен и отрицает всеобщие ценности. Нет. Он не верит в то, что есть еще что-то, неподвластное ему и независящее от него. Для него все имеет цену. Вопрос за малым: Сколько? Такой не заметит тех, кто рядом, если они не на пути к его цели.

Есть и такая категория людей, которые, наделяя себя особой значимостью, но не находя подтверждения своей необходимости, противопоставляют себя другим, навязывают свое общение. Когда же осознают, что переоценили себя, испытывают дискомфорт в отношениях, переживают. Важно, чтобы вера и воля помогли справиться с таким недугом. Способность к самоконтролю и адаптивность в поведении – подтверждение высокого уровня личностного развития человека.

Когда постоянный страх ошибки и провала лишает сомневающегося человека радости жизни, важно, чтобы вера и воля вселились в душу и поддержали его. Ему надо почувствовать собственную значимость для других людей. Когда же человек не сомневается, ему все ясно и понятно и жизнь его рациональна, важно, чтобы в нем была вера, что еще не все познано и прожито, что будущее прекрасно.

Вера нужна всем. И рискующим, и выжидающим. Я описывала крайние проявления несовершенного в человеке, так как считаю, что большинство все же умело пользуется разумным эгоизмом и хорошо знакомо с мерой. Если есть сомнения, а во мне их предостаточно, следует задумываться все чаще и чаще над вопросами: «ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ?». Честно отвечать на них и корректировать себя.

Обязательно верьте, что все у вас получится. Сила воли не позволит свернуть с правильного пути.
Да поможете в этом себе сами!

Неверие Фомы. Мозаика Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

"Неверие Фомы". Мозаика Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

 

Абстракция. Миронова Е. Преодоление. О работе от автора: Ощущение зыбкости и кругом голова - порой случается со всеми. Нужно постараться остаться на ногах...

Бакшеев Василий Николаевич (1862–1958). "За обедом. Неудачники". 1901. Х.М. (Кировский обл. худ. музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Киров)

"Преодоление". Абстракция. Миронова Елена.  Автор о работе: Ощущение зыбкости и кругом голова - порой случается со всеми. Нужно постараться остаться на ногах...

Бакшеев Василий Николаевич (1862–1958). "За обедом. Неудачники". 1901. Х.М. (Кировский обл. худ. музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Киров)

   

Кароль Бак. "Синяя птица"

Федот Васильевич Сычков (1887-1958). Девичья улыбка

Кароль Бак. "Синяя птица"

Федот Васильевич Сычков (1887-1958). Девичья улыбка
 

 январь 2012

Другие страницы Светланы Алексеевны:

 

Тесты

 

Copyright © 2010  - 2015    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы