Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.)

   Главная страница Езерская Светлана Алексеевна
E-mail: esadir@mail.ru

Езерская Светлана Алексеевна - директор СОШ №7 г. БрестаДиректор СШ №7 г. Бреста, учитель истории высшей категории.

23 марта 2014 года избрана депутатом Брестского городского Совета депутатов ХХVII созыва.

В декабре 2014 года награждена  Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь “за шматгадовую плённую працу, высокі прафесіяналізм”.

В 1992 году закончила с отличием Могилевский государственный педагогический институт.
Стаж работы в должности директора – с 1995 года.
С 2008 года живет в Бресте. С 2011 года - директор СШ №7
Оптимист и трудоголик. Мать двоих детей.
В людях (взрослых и детях) ценит честность, ум и способность трудиться.
Девиз: «Движение – жизнь. Дорогу осилит идущий
Кредо: Все люди – разные и каждый заслуживает уважительного отношения.
Мир увлечений: Чтение (Ф. Ницше, Ф. Достоевский и др.), цветы и очень нравится «фантазировать» на кухне.

На этих страницах мы публикуем работы Светланы Алексеевны, которые она разрешила разместить на сайте школы. 

 

Цикл работ о человеке и смысле жизни:

 

 

Со всеми работами Светланы Алексеевны можно ознакомиться на ее сайте: Россыпи - рассуждения и мысли

 

Легкая небрежность,
как один из способов быть самим собою

 
Константин Васильев. Портрет Ф.М. Достоевского. 1973 г.

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.


Ф.М. Достоевский

 

 
Многие люди создают себе схематичный образ (сначала по назиданиям родителей и различных воспитателей, потом под напором требований друзей-товарищей и собственных предрассудков), которому следуют всю жизнь.

Определенный стиль поведения, необходимость соответствия заданному образу сдерживают человека от потребности быть самим собою. В отношениях с другими людьми также используют некие стандарты допустимого проявления человека. Если стремятся к обретению пары, то также идеализируют и создают образ, который соответствовал бы их представлению о мужчине (женщине). Таким людям сложно уживаться с другими, так как всегда присутствует напряжение, идет сравнение реального человека и воображаемого идеала.

Для того чтобы испытывать счастье от жизни здесь и сейчас в человеке должно быть больше раскрепощенности, естественности и даже некоторой небрежности.
Раскрепощенность – это не распущенность и бестактность. Это, прежде всего, свобода в проявлении себя, своих желаний и чувств. Естественность предполагает возможность действий согласно внутренним побуждениям, внутреннему голосу.

Существуют факторы, сдерживающие естественное проявление человека. Наиболее опасными, по моему мнению, являются лень и воля. Лень парализует чувства, мысли, действия, делает человека менее заметным и интересным. Воля приводит человека к поставленной цели, она же может и сдерживать его от проявления внутреннего естества. Воля – это внутреннее усилие и управление собою. Управление, направленное на подавление побуждений.

Сдерживание человека в проявлении эмоций, в отношениях способствует замкнутости, нерешительному поведению и, тем самым, лишает его многих радостей жизни. Управление собою подразумевает умение, услышав внутренние побуждения, быть способным к моделированию ситуации и выработке алгоритма действия. Не сдерживать себя, а управлять собою. Умение переадресовывать свои побуждения, интересы на другие объекты, другое занятие. Компенсировать удовольствие, которое желаемо, но не получаемо, удовлетворением других потребностей. Проявлять себя там, где будет наиболее полным признание заслуг.

Когда человек постоянно недополучает внимания, поощрения или оценка его значимости недостаточна, он начинает сомневаться в своих способностях и возможностях. Становится осторожнее, нерешительнее. Как результат – снижение уровня притязаний, падение самооценки. Все способствует формированию неуверенности. Человек по-прежнему будет ходить на работу, выполнять обязательства, поручения. Но в нем все меньше и меньше огонька, задора, креативности. Его внутренняя свобода не сформирована. Человек нагружает себя дополнительными занятиями, пытается быть в тонусе, везде успеть, оправдать надежды. Но он же недоумевает: «Почему же все-таки внутренняя неудовлетворенность собою, почему при чрезмерной занятости чувство нереализованности?». Он идет в спортзал, бассейн, занимается фитнесом. Делает все, чтобы наполнить время действием, получить заряд бодрости или расслабиться, забыв на время реалии бытия.

Физические нагрузки полезны и физиологически и нравственно. «В здоровом теле – здоровый дух». Получив физическое удовлетворение, некоторое расслабление, человек вновь возвращается к повседневным занятиям. А гармоничного развития все равно нет.

Разнообразие и свобода, пожалуй, самые необходимые условия достижения гармонии.

Я не отрицаю, наоборот, утверждаю необходимость планирования своего времени. Только спланировав действия, можно найти время для того, что тебе доставляет удовольствие. Рационально использовать время, живя по расписанию, тобою не составленному, сложно. Человеку необходимо время для поступков и действий, направленных на самосохранение и восполнение. Это не эгоизм, это здоровая любовь. Что может дать истощенный, измотанный, загнанный обязательствами человек? Даже коэффициент его производительности будет невысок, не говоря уже о личностном наполнении результатов труда и притягательности личности.

Часто человек сам себя загоняет в угол, нагружает дополнительными делами, контактами - и все для того, как он считает, чтобы быть полезным, испытывать востребованность, быть нужным. Скорее всего, это способ ухода от реалий, от действительности. Распыляя себя, будучи везде, остается мало времени для восполнения себя. Замечательно, когда твоя работа становится твоим увлечением, обеспечивая достойное содержание и душевное удовлетворение. Человек непременно должен получать удовлетворение от того, что делает, ощущать значимость и важность своего труда. Для этого он и действует. Не находя подтверждения значимости своей личности среди коллег и знакомых, он желает понимания друзей и любимых.

Очень важно, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы находился рядом человек, способный выслушать, принять участие в обсуждении наболевшего, а главное - понять. В жизни складывается чаще так, что на близких людей, которые нам так важны и необходимы, мы тратим меньше всего времени и внимания. Считаем, что они есть и этого достаточно. Так формируются обиды и недомолвки. Причина – недостаточное внимание с нашей стороны. Ведь для понимания человека, наряду с чувственностью, важно знать, чем он живет, дышит, что его волнует, какие у него проблемы и т.д.

Скрывая, умалчивая свои волнения, не проговаривая их, человек обрекает себя на непонимание. Результат – обида и одиночество. Одиночество в душе. Если нет человека, которому ты бы доверился, надо его найти. Изложение на бумаге раздумий – способ упорядочения мыслей, попытка разобраться в себе. Занятие полезное, но заменить живое общение не может. Довериться можно тому, кто в тебя верит, любит.

Можно довериться, выговорившись единожды, абсолютно неизвестному тебе человеку. Есть надежда, что он, не зная тебя, примет (чаще сделает вид) твою подачу себя и поймет. Пусть ненадолго. Он тебе безразличен, как и ты ему. Желания встретиться с ним вновь, после душеизлияния, как правило, не возникает. Это лишь временный попутчик в дороге, но не жизненном пути. Исповедь в церкви – средство во многом хорошее для очищения и избавления от разного рода мыслей. А человеку важно понимание. Важна обратная связь и подчеркивание значимости, а не признание греховной сути. Разоблачаться от напускного, статусного ради естественности, а, следовательно, и понимания, крайне необходимо. Эта необходимость заключена в простой радости от того, что ты живешь. Дышишь, видишь, чувствуешь безо всякого абсолютизированного смысла и предназначения.

Быть слегка небрежным значит допускать легкую расточительность и необязательность. Не строго следовать всем мелким инструкциям и предписаниям, а понимать и следовать сути необходимого и более важного действия. Быть непринужденным и свободным от обстоятельств, при этом выполняя обязательства.
Небрежность, как элемент, а не как норма поведения. Небрежность во внешнем виде подчеркивает наличие вкуса и стиля. Небрежность в отношениях – способность оценивать и делать выбор. Опять подчеркну, она не должна быть перманентной, не должна превращаться в норму. Это легкий каприз, который не следует путать с неумением выражать себя, с бестактным и безвкусным отношением к жизни. Легкая небрежность придает особый шарм, в отношениях заставляет волноваться. За небрежностью должно стоять неравнодушие, острая потребность и необходимость в человеке, отношениях, действиях. Когда за небрежностью кроется игнорирование, это не только плохо для отношений, но и опасно безразличием и презрением. Роль легкой небрежности в отношениях сводится к поддержанию интереса и привязанности. Выполнив ее, она должна уйти на покой.

Вообще в человеке уживается множество чувств и качеств, о существовании большинства из которых он и не подозревает. Они пробуждаются людьми, которые его окружают. Чем шире круг общения и разнообразнее интересы окружающих, тем и наше проявление разнообразнее, а человек многомернее. О своей способности к любви и дружбе лучше узнаем, оказавшись среди недоброжелателей и завистников. Там это чувство, если оно нам присуще, должно заговорить, взбунтоваться. Среди друзей и любимых узнаем о своих способностях к вражде и ненависти, проявлению агрессии и силы, так как за них нужно часто вести борьбу. Среди тех, кто постоянно нас нахваливает и одаривает лестью – о способности быть честным, естественным и по-детски открытым. Среди равнодушных и презирающих проявляется способность гореть, зажигать. Быть звездою без корысти и скупости.

Многое необходимо человеку, для того чтобы жить счастливо. И смыслов и определений счастья превеликое множество. И все же непременным и обязательным условием для его обретения является наличие души, способной к пониманию конкретного человека, а не мира в целом.

Предъявлять претензии к другим, требуя понимания, оставаясь при этом незыблемым образом – глупо. Не образы и идеалы, а реальные люди окружают нас. Мы становимся взыскательнее в отношениях, следовательно, больше усердия должны проявлять в формировании себя, становясь независимыми от предрассудков и домыслов. Свобода не награда и не дар, она результат естественного, раскрепощенного и слегка небрежного проявления человека.

Хотите понимания – раскрепощайтесь, разоблачайтесь и будьте естественны!

 
Именно такие качества, как “искренность” и “естественность”, стали мерилом в определении Ф.М. Достоевским роли Жорж Санд как личности и роли её героинь в формировании самосознания русской интеллигенции.Именно такие качества, как “искренность” и “естественность”, стали мерилом в определении Ф.М. Достоевским роли Жорж Санд как личности и роли её героинь в формировании самосознания русской интеллигенции.

 

Героини произведений Ф.М. Достоевского в творчестве Ильи Сергеевича Глазунова

 

НАСТЕНЬКА 1970 г. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА. 1970 г. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова"НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1983 г. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского "Идиот".

 

АГЛАЯ. 1982 г. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского "Идиот". НЕЛЛИ. 1982 г. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные". ГРУШЕНЬКА.1983 г. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы".

 

ЛИЗА УХОДИТ.1983 г. Иллюстрация к произведению Ф.М. Достоевского "Записки из подполья". Иллюстрация И.С. Глазунова к повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». Княжна Катя и Неточка. 

25.12.2011 г.

Другие страницы Светланы Алексеевны:

 

Тесты

 

Copyright © 2010  - 2015    СШ №7 г. Бреста. Республика Беларусь. Езерская С.А.

К началу страницы